Актуальность данной работы связана с активизацией интереса у людей к демонстрационным объектам, которыми являются разрабатываемые макеты народного и исторического костюма эпохи Возрождения. Так как они обязательные атрибуты на ежегодных праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах, торжественных мероприятиях.
Выставки и демонстрации костюма - сравнительно яркое явление выставочной жизни. Поэтому такие проекты всегда привлекают к себе особое внимание, как со стороны любителей этого вида декоративно-прикладного искусства, так и со стороны профессионалов - искусствоведов, художников театральных костюмов, дизайнеров одежды, коллекционеров. Поэтому автор дипломного проекта при проектировании экспозиционных макетов учел все требования, которым должен отвечать демонстрируемый объект.
В дипломном проекте автор разработал экспозиционные макеты женского народного костюма Рязанской губернии и исторический костюм эпохи возрождения художественные образы которых гармоничные, яркие, отличаются богатством отделок. В рязанском костюме сохранены традиции национального костюма.
Фактура, цвет и крой соответствуют не только визуальному определению исторического времени, но и удобны для свободы движения актеров, а так же показывает динамику и пластику их сценического образа.
Были использованы современные технологии и приемы создания костюмов. Разработка формы костюмов осуществлялась путем конструктивного моделирования, к ней были подобраны развертки конструкции, которые в значительной степени облегчили создание макетов. Исторический костюм эпохи Возрождения строился по методике «Мюллер и сын», народный Рязанский костюм по методике ЕМКО СЭВ. В сценическом народном костюме перекликаются элементы народного и современного кроя, адаптированного в соответствии с предназначением.
Был выполнен также структурный и декомпозиционный анализ исторического и народного костюмов. Были выполнены эскизы в трех проекциях, с помощью которых было соблюдено композиционное равновесие, которое должно предусматривать условие восприятия костюма со всех сторон: спереди, в профиль, сзади.
Основная проблема дипломного проекта состоит в том, чтобы создать сценический народный костюм, который должен соответствовать по крою, отделке, по виду одежды и способам ее ношения - народному костюму Рязанской губернии, для этого были точно воспроизведены форма, отделка и аксессуары.
Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассмотрен как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.
Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию сценического костюма.
Сценический костюм по мотивам народного костюма уже сейчас очень востребован. Это тема, которую можно бесконечно варьировать, привлекая сюда различные виды декоративно-прикладного искусства. Сейчас этнографический костюм или его элементы (рубашка-косоворотка, сарафан, пояс) вновь обретают популярность в различных социальных слоях общества, бытуют как знаковые элементы. Народный костюм — это художественно-конструкторский источник творчества для изготовления его сценического варианта.
Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно- композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
Список использованных источников
1.АндрееваА.Ю., БогомоловГ.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. – СПб.: «Паритет», 2001
2.Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье.- М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.-176с.,ил.
3.Будур Н. История костюма. – М.: Олма-пресс, 2001
4. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», Москва, 1989г.
5.Каминская Н.М. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1987
6. Лебедева Н.И., Маслова Г.С.Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в.//Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967. С. 202.
7. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. – М.: «Академия моды», т 1, 1997
8. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г
9. Пармон Ф.М.Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. - М.: Легпром-бытиздат, 1994. - 272 с: ил. - ISBN 5-7088-0046-1.
10. Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, 1997г
11. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. – М.: Легпромсбытиздат, 1991
12. Стриженова Т. «Из истории советского костюма», Москва, 1972г.
13.Тиль Э. История костюма. – М.: Легкая индустрия, 1971
14.Шангина И.И., Бронникова Т.Д., Комарова С.В., Забирохин Б.Б. Твой русский костюм., Санкт-Петербург, Инженерная 4/1 190011, РЭН,1997г. Издательство ТЭЗА
15. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация ²Дашков и Ко², 2004 – 192 с.
16. http://www.kaftan.ru/
17. http://muz-nas.sch998.edusite.ru/p2aa1.html
18. http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2171.html
19. http://www.octanorm-expo.ru/articles_detail.php?num=109
20 http://www.shm.ru/metod_prob.html
21. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_philately/2282/РЕКОНСТРУКЦИЯ
22. http://blog.redgraphic.ru/shaman/21-08-03_114/
23. http://www.ois.org.ua/club/style1009.htm
24. Ателье 04/2007
25. http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=33844&page=33