Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Нижегородский колледж технологии и дизайна одежды»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по уч. работе Т.А. Бозина
________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к дипломному проекту
на тему:
Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды
260903.ПДПЗОО.272
Разработчик студент_____________ Т.А.Трофимова
Руководитель проекта ___________ Н.А.Еремина
Консультанты по частям:
научно – исследовательской _____ Т.Б. Кузнецова
конструирования_______________ Г.А. Шушпанова
технологической_______________ Е.А. Алексеева
материаловедения ______________Е.Ю. Балашова
экономической ________________ Г.Н. Казанская
охрана труда __________________ И.Л. Сухарева
2009
Содержание
Введение
1. Общие требования к строению демонстрационного объекта
1.1 Виды и формы демонстрационных объектов
1.2 Формирование системы требований к демонстрационному объекту
2. Технология создания демонстрационного объекта
2.1 Технология реконструкции объекта по фотографии (изображению)
2.2 Технология реконструкции объекта по техническому описанию
3. Реконструкция объекта малой пластики
3.1 Структурный анализ строения объекта малой пластики
3.1.1 Композиционное строение объекта малой пластики
3.1.2 Конструктивное строение объекта малой пластики
3.2 Изготовление объекта малой пластики
4. Реконструкция народного костюма
4.1 Структурный анализ строения народного костюма
4.1.2 Композиционное строение народного костюма
4.1.3 Конструктивное строение народного костюма
4.2 Изготовление макета народного костюма
5. Решения по ценообразованию
5.1 Калькулирование себестоимости изделия
5.2 Прогноз цен и показателей эффективности производства изделия
6. Охрана труда
6.1 Задачи охраны руда
6.2 Характеристика негативных факторов театральных мастерских
6.3 Защита от негативных факторов на рабочем месте
6.4 Пожарная защита
6.5 Эргономические основы
Выводы
Список использованных источников
Введение
Творческим источником современного модельера-конструктора, дизайнера может служить любой объект, в том числе и народный костюм. Он является успешным предметом дизайнерской деятельности в сфере разработки экспозиционных макетов женской одежды. Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными. В чем заключена столь притягательная сила народного костюма? Эстетичность, а так же функциональность, целесообразность, рациональность кроя и исполнения, и все это относится к любому народному костюму. Народный костюм – это традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Он отличается особенностями кроя, композиционно – пластического решения, фактуры и колорита ткани, характера декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.
Во второй половине ХХ века народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появляются даже фольклорный, этнический стили. Русская народная одежда – достояние нашего народа, летопись народных обычаев, один из памятников русской национальной культуры. Поколениями складывался идеал внешнего облика, костюма и манеры поведения русской женщины. В этом идеале и выстраданная жизненная мудрость, и мечты, и представление о целесообразности.
В данном проекте объектом пристального изучения становится народный костюм Рязанской губернии. Костюм крестьянок южно-великорусских губерний: Рязанской, Тульской, Тамбовской, Воронежской, Пензенской, Орловской, Курской, Калужской и других, был в первой половине XIX века гораздо более разнообразен, чем на Севере. Основной одеждой, надеваемой поверх рубахи, в этих губерниях была понева. Лишь небольшая часть населения носила вместо нее сарафан (как наиболее старинный с одним неразрезанным полотнищем спереди, так и косоклинный с пуговицами) или юбки из полосатой домотканой материи.
Разнообразие видов женской одежды в южно-великорусских губерниях объясняется в значительной степени многократным перемещением жителей сначала с юга на север под напором кочевников, а с конца XVI века, по мере закрепления черноземных земель за Московским государством,— с севера на юг.
В одежде южных великорусов сохранялось, как указывает Г. С. Маслова в статье «Народная одежда русских, украинцев и белорусов» [5], много древних форм одежды, общих с белорусами и украинцами. На их одежде сказались также и многовековые связи с народами Поволжья. В мотивах орнамента и технике выполнения вышивки на рубахах, шушпанах, головных уборах крестьянок Рязанской, Пензенской, Тамбовской, восточной части Тульской губерний наблюдается немало общего с искусством Поволжья. Все это обуславливало то разнообразие и пестроту, которые характеризуют костюм крестьянок южно-великорусских губерний. Однако при' всем разнообразии здесь можно наблюдать и одинаковые типы покроя и орнамента, причем в весьма далеких друг от друга районах.
Актуальность данной работы связана с активизацией интереса народного костюма как к демонстрационному объекту, так как он является обязательным атрибутом на ежегодных народных праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах, торжественных мероприятиях.
Целью работы является создание современного национального костюма с использованием разработанной информационной базы данных о композиционно- конструктивных решениях народного костюма.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- выполнить обзор научных литературы, печатных изданий, Интернет - ресурсов, посвященных изучению народного костюма Рязанской губернии;
- исследовать конструктивно - композиционные решения в русской народной одежде (с получением разверток деталей кроя и схем расположения декора);
- выявить закономерные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором;
- разработать экспозиционные макеты моделей русского народного костюма Рязанской губернии.
1. Общие требования к строению демонстрационых объектов
1.1 Виды и формы демонстрационных объектов
На любой выставке или демонстрации одну из ключевых ролей играет непосредственно демонстрируемый объект. Существуют различные виды и формы выставочных объектов, это могут быть: новейшее оборудование, автомобили, макеты зданий, арт-объекты, картины, скульптуры, декоративные панно, объекты малой пластики, показы мод и конечно демонстрационный или сценический костюм. Виды демонстрационных объектов представлены на рисунке 1.
Сценический костюм по мотивам народного костюма уже сейчас очень востребован. Это тема, которую можно бесконечно варьировать, привлекая сюда различные виды декоративно-прикладного искусства. Сейчас этнографический костюм или его элементы (рубашка-косоворотка, сарафан, пояс) вновь обретают популярность в различных социальных слоях общества, бытуют как знаковые элементы. Народный костюм — это художественно-конструкторский источник творчества для изготовления его сценического варианта.
В сценическом костюме перекликаются элементы народного и современного кроя, адаптированного в соответствии с предназначением.
В последние годы проблема сохранения народных традиций стоит очень остро. Урбанизация общества, разрушение патриархальной бытовой среды, расцвет массовой культуры ведут к исчезновению из жизни человека народных традиций. Практически исчез из жизни людей традиционный народный костюм, перейдя в форму музейного экспоната или в аля-народную интерпретацию. Русский костюм, травмированный политическими реформами, был реанимирован русским искусством, перестав быть исторической реальностью, он становится культурным символом. Сюжеты на народные темы – Пушкина и Бажова, Островского и Шолохова, становятся классическими, – разыгрываются в театрах, экранизируются кинематографом. В XX веке фотогеничный народный костюм визуализируется кинематографом: исторические фильмы, фильмы-сказки, комедии. На киностудиях составляются огромные альбомы кинопроб, массовыми тиражами расходятся журналы, открытки, плакаты, афиши. [18]
Отечественная самодеятельность и эстрада, используя «народные» мотивы и темы, порой доводила их до китча. Китч этот разоблачается, и выворачивается наизнанку, в современном искусстве, где русский народный костюм становится атрибутом перформансов и инсталляций.
Чтобы общество окончательно не утратило своих народных корней, музеями проводятся выставки традиционного народного костюма. Проходят фестивали, издаются каталоги и альбомы по народному костюму.
Многие танцевальные коллективы и вокально-инструментальные ансамбли используют сценический народный костюм в качестве демонстрационного объекта. Костюм так же используется на пром - акциях, на торжественных встречах рисунок 2.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
1.2 Формирование системы требований к демонстрационному объекту
Выставки и демонстрации костюма - сравнительно яркое явление выставочной жизни. Поэтому такие проекты всегда привлекают к себе особое внимание, как со стороны любителей этого вида декоративно-прикладного искусства, так и со стороны профессионалов - искусствоведов, художников театральных костюмов, дизайнеров одежды, коллекционеров. Поэтому существует ряд требований, которым должен отвечать демонстрируемый объект: