Гимназия №11
Василеостровского административного района
Дневник домашних дел
Выполнила: ученица 9б класса
Лаврухина Светлана Сергеевна
Учитель:
Парфильева Ангелина Викторовна
Санкт-Петербург
2007
Введение
В этом учебном году в нашей гимназии всем ученикам 9-х классов были предложены различные элективные курсы. Я выбрала курс «Проект от А до Я» по технологии и «Демографические проблемы» по географии. В результате изучения элективного курса по технологии нам надо было разработать проект. Проект можно было написать по предложенной теме или придумать тему самостоятельно.
Из теоретической части курса я поняла, что самые лучшие проекты – это те, в которых разрабатывается и создается что-то абсолютно или относительноновое, необходимое для кого-то.
Мне очень захотелось сделать хороший проект. Следовательно, начать надо было с поиска потребности, которую я смогла бы удовлетворить в результате выполнения своего проекта. И я начала поиск.
По разделам программы «Технология изготовления швейных изделий», «Кулинария», «Рукоделие», которые мы изучали на уроках технологии в 5-7 классах, мои знания сейчас уже не настолько глубоки, чтобы придумать что-то новое да и время, отведенное для выполнения проекта, составляло всего 12 уроков, поэтому я решила искать тему своего проекта в разделе «Культура дома».
На уроках технологии в 5–7 классах мне очень нравилась тема «Культура дома», потому что мы рассматривали вопросы организации домашних праздников, экологию жилища, интерьер, домашнюю экономику. Сейчас, когда я стала старше и моя роль в семье значительно изменилась, я поняла, что умение вести домашнее хозяйство – это серьезная наука и большое искусство.
Проблема
Вместе с мамой и сестрой мы планируем все расходы и доходы нашей семьи. Все записи мы делаем в тетради, но это не очень удобно, потому что надо самим чертить таблицы. И я поняла, что нам нужен удобный блокнот (записная книжка), предназначенный специально для записи домашней бухгалтерии. Попытка найти нечто подобное на рынке печатной и канцелярской продукции была безуспешной: в продаже не было ничего подобного.
Итак, чтобы удовлетворить эту потребность нашей семьи (возможно и других семей), надо создать удобную «книжечку» для записи семейного бюджета.
Именно это и стало главной задачей моего проекта.
Задачи
1. Познакомиться с технологией создания книг, брошюр, блокнотов (материалы, дизайн, способы соединения и т.п.)
2. Разработать таблицы, удобные для учета доходов и расходов семьи.
3. Продумать, что, кроме домашнего бюджета, можно включить в эту «книжечку».
4. Найти оптимальный вариант для изготовления изделия в условиях школы или дома.
5. Изготовить 2 экземпляра изделия (один для нашей семьи и один как образец).
Исследование
Прежде чем приступить к созданию своего изделия, я решила:
· Совершить исторический экскурс по ведению домашней экономики
· Провести опрос среди людей разного достатка о том, как они ведут домашнюю бухгалтерию.
· Познакомиться с историей создания книги и книгопечатания
· Посетить, если удастся, современную типографию.
Исторический экскурс
Для более полного изучения истории вопроса, разумно обратиться к литературным произведениям, имеющим описание быта людей разных сословий. Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
Также о подобных записях говорится в романах М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» и «Поющие в терновнике» К.Маккалоу.
Опрос
Мы опросили 20 человек разного достатка и возраста. Вопросы были такими:
1. Ведете ли вы домашнюю бухгалтерию?
2. Если ведете, то где делаете записи?
3. Нуждаетесь ли Вы в готовом печатном изделии для этой цели?
Результаты опроса:
· 60% опрошенных ведут домашнюю бухгалтерию, среди них 2\3
составляют люди среднего и низкого достатка
· 15% респондентов ведут учет на ПК, 45% ведут записи в тетради
· 45% опрошенных хотели бы иметь готовое печатное изделие, предназначенное для учета доходов и расходов семьи.
История книги и книгопечатания
История книги уходит в глубокую древность. На заре письменности человек использовал для хранения информации то, что давала ему окружающая природа: камень и дерево, кору деревьев и глиняные плитки. Естественно, что такие громоздкие, тяжелые и неудобные материалы он стремился заменить другими, не имеющими этих недостатков.
За четыре тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте был найден первый такой материал-папирус, который выделывали из стеблей тростника. Но это был хрупкий, пористый материал, пропускавший краску. Для рукописей он использовался в виде лент, на которых писали с одной стороны. Такие ленты, порой длиной до 40 м, наматывали на стержни, и хранили эти свитки в специальном футляре из дерева и кожи. Переплетные работы при этом заключались в прикреплении концов ленты папируса к деревянным стержням, с помощью которых при чтении перематывали рукопись, в пропитке папирусной ленты маслом (для предохранения от порчи), в подравнивании и закрашивании обрезов, изготовлении и украшении футляров.
За два века до нашей эры появился пергамент - особым образом выделанная кожа молодых животных (телят, коз, овец и др.). Первые пергаментные книги делали также в форме свитков. Но пергамент очень прочный материал, и на нем можно было писать с обеих сторон, поэтому появилась новая форма книги - четырехугольная. Листы пергамента стали складывать пополам, получая при этом четырехстраничные тетради (от греческого “тетра”- четыре), которые потом последовательно одну за другой собирали в книжный блок и сшивали сухожилиями животных, пришивая их одновременно к кожаным ремням.
Помимо папируса и пергамента, древние греки и римляне пользовались для записей деревянными дощечками, которые в первое время покрывались воском, а впоследствии загрунтовывались какой-нибудь краской. Иногда их соединяли попарно шнурком в диптихи. Эти дощечки со временем делались все тоньше и тоньше, на них стали писать с обеих сторон, а затем соединять по нескольку штук вместе, скрепляя ремнями.
Диптихи делали не только из дерева, но и из слоновой кости, металла, украшали внешние стороны резьбой, гравировкой, отделывали золотом, драгоценными камнями, между ними помещались иногда и чистые пластинки, предназначенные только для записи. Так создавался прообраз современной книги, а художественно оформленные диптихи и стали прототипом переплетенной крышки. Естественно, что эти фолианты были чрезвычайно дороги.
Более дешевыми считались книги, написанные на пергаменте и покрытые обложкой из пергамента или кожи, края которой находили один на другой и завязывались тесемкой.
Впоследствии в качестве сторонок переплета стали использовать дубовые или буковые доски, покрытые поверх кожей, концы которой загибались внутрь и приклеивались к доскам.
Важнейшим событием в истории письменности и книги было изобретение бумаги. Книжные блоки из бумаги составлялись из двух- и трехсгибных тетрадей и шили пеньковыми нитками на пеньковых шнурах, а не на ремнях. Их стали обрезать с трех сторон, круглить корешок. Книги, особенно с началом книгопечатания, стали выпускать уже в более простом оформлении, из менее дорогих материалов. Для переплета начали применять картон, который оклеивали кожей, а потом тканью и бумагой.
Изобретение книгопечатания связано в Европе с именем Иоганна Гуттенберга. Гуттенберг был бюргером (так как в ту пору в Западной Европе называли городское сословие, связанное с цеховым ремеслом и торговлей). Он занимался ремеслом, экспериментируя и изобретая, бился над созданием печатного станка. Суть новшества хранилась в тайне от посторонних. Гуттенберг, будучи и торговцем, надеялся коммерчески выгодно использовать свое изобретение. Со временем пришел успех. Первой книгой, напечатанной в типографии Гуттенберга, стала поэма “Сивиллина книга”. Она увидела свет в 1445 году.
Гуттенберг создал ручной станок, взяв за основу конструкцию пресса, которая уже широко использовалась ремесленниками в виноделии, кожевенном и бумагоделательном производствах.
Напечатанные тексты появлялись и раньше, подтверждение тому - находки археологов на разных континентах. Новшество Гуттенберга состояло в том, что он предложил книгопечатание подвижными литерами (литеры - прямоугольные металлические, деревянные или пластмассовые брусочки с рельефными изображениями букв или знаков, применяемые для их печатного воспроизведения в типографском болоте).
Литеры отливались Гуттенбергом в металлической литейной форме, дном которой служила вкладная матрица – брусок из меди с выбитым углубленным рисунком буквы. Этот способ литья позволял ему делать необходимое для данного текста количество одинаковых литер, а из них составлять печатные формы для воспроизведения заданного числа идентичных оттисков.
Первая российская государственная типография была основана по повелению Ивана IV на средства казны. Новому делу требовались новые люди – дерзкие в помыслах, упорные в труде. И они нашлись. Во главе типографии был поставлен дьякон Иван Федоров. По данным большинства исследователей, центром русского печатного дела был Печатный двор, который находился в Китай-городе с левой стороны Никольской улицы, если следовать от Никольских ворот Кремля (ныне улица 25 Октября). Здесь 1 марта 1564 года и появился на свет знаменитый “Апостол” – первая на Руси точно датированная печатная книга.