Смекни!
smekni.com

Естественно-научные основы фотографии (стр. 2 из 6)

Фотографируют обычно с высоты человеческого роста. Однако существует также съемка с нижней и верхней точек, т.е., как иногда говорят, съемка с нижнего и верхнего ракурса. При съемке с нижнего ракурса объекты получаются преувеличенной высоты и приобретают монументальность, а с верхнего ракурса - уменьшаются по высоте.

Большие наклоны оптической оси фотоаппарата приводят к перспективным искажениям вертикальных параллельных линий, т.е. к их сходу. Так, в результате съемки высоких зданий с ближнего расстояния и с нижней точки кажется, что здание заваливается назад. Эти искажения заметны тем больше, чем больше угол наклона оптической оси фотоаппарата, чем меньше расстояние до объекта съемки и чем короче фокусное расстояние фотообъектива.

В зависимости от высоты точки съемки и наклона оптической оси съемочной камеры изменяется положение линии горизонта. Как правило, линия горизонта располагается или подразумевается на снимке не посередине, а на высоте 1/3 или 2/3 кадра, что создает лучшую зрительную уравновешенность изображения. Наклон линии горизонта по диагонали кадра может обеспечить получение динамичного снимка, например, при передаче движения. Созданию иллюзии движения помогает диагональное размещение объекта в кадре. Этому способствует также правильный выбор фазы движения объекта и иногда смазанность его контуров или фона.

Большое влияние на линейную композицию оказывает и расстояние до снимаемого объекта. При съемке общим планом, т.е. при съемке со сравнительно большого расстояния, получают мелкое изображение объектов. Съемку средним планом ведут с более близких расстояний. Если объект занимает почти всю площадь снимка, то такой вид съемки называют съемкой крупным планом; при еще более крупном масштабе - съемкой макропланом (в плоскости снимка получают только часть объекта, фрагмент).

Следует указать, что, помимо принятого классического соотношения сторон кадра 2: 3 и 3: 4, получили широкое распространение квадратный и удлиненный снимки.

Большое влияние на изобразительное качество снимка оказывает расположение объекта съемки на картинной плоскости.

Очень большое значение имеет умение выделить на снимке сюжетно важный объект. Эта цель обычно достигается комплексом изобразительных и технических средств, основными из которых являются: передача основного объекта в более крупном масштабе; показ основного объекта на переднем плане; передача основного объекта резким, а второстепенных - менее резкими; более высокая яркость сюжетно важного объекта (все остальные объекты находятся в затемненной зоне).

Тональная или воздушная перспектива передается воздушной средой, когда близкие предметы на снимке получаются более контрастными, чем удаленные. Тональная перспектива хорошо передается при тумане и дымке. Ее можно усилить съемкой через голубые и синие светофильтры. Иногда применяют также туманные светофильтры (ступенчатые и оттененные). При съемке с желтыми и оранжевыми светофильтрами эффект воздушной дымки уменьшается или исчезает вообще.

2. Фотографическая съемка

Процесс фотографической съемки состоит из ряда различных операций. Решаемые при съемке задачи можно условно разделить на две взаимосвязанные группы - технические и творческие. Подготавливаясь к съемке, выбирают фотоаппарат, объектив, фотографический материал и светофильтр, необходимые для данного вида фотосъемки. Затем, если требуется, фотограф устанавливает фотоаппарат на штатив, находит наилучшую точку съемки, определяет требуемые выдержку, диафрагму и т.д. Одновременно решаются вопросы композиционного построения снимка, т.е. наиболее выразительного размещения в нем объектов, сочетания в плоскости изображения световых и тональных элементов и др.

2.1 Съемочное освещение

Слово фотография в дословном переводе означает светопись. Свет играет исключительно важную роль в фотографическом воспроизведении окружающего пространства. Объем и форма предметов, их цвет, фактура поверхности передаются на снимке благодаря освещению.

При фотографической съемке используют как естественное освещение, так и освещение искусственными источниками света.

При выборе световых условий решаются три основные задачи освещения: фотографическая, композиционная и изобразительная

Фотографическая задача связана с чисто техническими вопросами. Сюда входит определение правильной экспозиции, создание на объекте съемки определенного интервала освещенностей и яркостей, который сможет передать используемый фотоматериал.

При решении композиционной задачи освещения фотограф выбирает такие световые условия, при которых объект съемки и содержание снимка в целом были бы переданы максимально выгодно с художественной точки зрения. Здесь в качестве элементов фотокомпозиции используют тени, блики, световые пятна и т.п. Благодаря свету, организуется внимание зрителя на основном объекте и скрываются второстепенные.

Изобразительная задача состоит в решении вопроса передачи объемности предметов и пространства на гладкой двухмерной плоскости фотографического снимка. Передача пространства достигается, например, тональной перспективой, т.е. передачей близко расположенных предметов более контрастными по сравнению с удаленными предметами.

Таким образом, съемочное освещение позволяет получить на фотослое правильно экспонированные изображения с выявлением формы, объема, фактуры и цвета (или тона) объектов, с точным соответствием результатов съемки поставленной технической и художественной задаче (обеспечение этих условий обнаруживается после обработки экспонированного фотоматериала).

По характеру освещение может быть светотеневым и тональным.

При светотеневом освещении объем объекта съемки выражается четко с помощью ярко выраженных светов и теней. Этот вид освещения создается направленным светом, падающим на объект под некоторым углом.

Тоновое освещение характеризуется нечетким выражением объема объекта съемки. При этом объект освещается или рассеянным светом или светом, направленным параллельно оптической оси объектива фотоаппарата.

Иногда, кроме светотеневого и тонового освещения, применяется так называемое локальное и силуэтное освещение. При локальном освещении световой пучок падает на ограниченную часть объекта или съемочного пространства. Силуэтное освещение отличается тем, что передний план затемнен, а предметы, находящиеся в глубине кадра, освещены более сильно.

Основные элементы освещения. Объект съемки обычно освещается в помещении несколькими источниками света, различающимися между собой по направлению светового потока и относительной интенсивности, что дает неодинаковые освещенности на разных участках объекта.

Различают следующие шесть видов света:

общий заполняющий;

основной направленный (рисующий);

выравнивающий;

моделирующий;

контровый;

фоновый.

Основной направленный (рисующий) свет предназначен для освещения сюжетно-важной части объекта съемки или нескольких объектов. Он обеспечивает разницу освещенностей объекта и передает объем, форму и фактуру поверхности предметов, изображаемых на снимке.

Выравнивающий свет подсвечивает теневую сторону объекта съемки и создает тем самым необходимый световой баланс между светлыми и затемненными участками. В качестве источника выравнивающего света иногда используют экраны-отражатели.

Основное назначение моделирующего света - создание бликов и теней необходимых размеров и формы с целью получения того или иного эффекта, например подсветка глаз, волос и т.д.

Контровый свет служит для обрисовки контура объекта и отделения его от фона.

Фоновый свет дает необходимый для каждого конкретного случая уровень освещения поверхности фона и способствует тем самым решению определенной задачи.

К каждому из этих основных видов света предъявляются свои требования. В связи с этим конструируются специальные осветительные приборы, различающиеся между собой по характеру излучения, мощности, возможности изменять диаметр и интенсивность светового пучка и т.д.

Общий заполняющий свет обеспечивает проработку деталей объекта съемки, находящихся в теневых участках.

2.2 Световые приборы

Рассмотрим наиболее распространенные осветительные приборы и характер создаваемого ими освещения. Современная светотехника и электроника предоставили в распоряжение фотографа множество разнообразных по конструкции и световым параметрам источников света, начиная от обычных электрических и кончая импульсными газоразрядными лампами.

Электрические лампы, используемые для освещения помещений, различаются между собой по мощности, а значит, и по силе создаваемого ими светового потока и имеют прозрачный, матированный или молочный стеклянный баллон. Такая окраска стекла баллона позволяет получать более мягкое, рассеянное освещение.

Промышленность выпускает также специальные фотолампы, яркость которых ощутимо больше яркости обычных электроламп, что достигается горением лампы в режиме перекала. Срок их службы колеблется в пределах 2 - 8 ч, в связи с чем их следует включать только на короткое время самой съемки. Как обычные, так и перекальные электролампы могут иметь внутренний зеркальный отражатель, позволяющий концентрировать в одном направлении идущие от раскаленной нити лучи света.