Существуют многочисленные публикации, посвященные изучению истории открытия людьми естественных законов, действующих в природе и обществе. В частности, можно отметить работу В.Н. Панибратова [1]. Поэтому в настоящей работе упоминаются лишь отдельные этапы, оставившие заметный след в этой истории.
Исторически первой формой отражения всеобщей связи явлений была мифология.
Мифы - это произведения народной фантазии, представляющие собой наивную попытку объяснить реальный мир, окружающий человека.
В мифологическом мировоззрении мышление первобытного человека пытается построить воображаемую картину природы, аналогичную тому обществу, в котором он живет; Как отмечал советский философ Ф. X. Кессиди [9], в мифосознании нет ничего определенного, устойчивого, ограниченного и оформленного... Мифологическое воображение игнорирует реальные причинные связи, не различает природное и человеческое, естественное и сверхъестественное, чувственное и сверхчувственное, смешивает фантастическое с реально существующим, желаемое с действительным.
Тем не менее, чисто эмпирическое, интуитивное использование законов природы в создании техники уже имело место. Так, появление дубины в руках охотника или воина, по существу было олицетворением закона Ньютона, согласно которому сила (удара в данном случае) равна произведению массы на ускорение. Масса увеличивалась за счет дубины, ускорение - за счет увеличения радиуса движения центра массы вследствие определенной длины дубины.
Идеи античной мифологии нашли отражение в произведениях древнегреческих поэтов Гесиода и Гомера.
Гесиод, живший в 8 в. до н.э., самый древний поэт Греции, имя которого дошло до наших дней, высказал мысль, что "И от темной земли, и от Тартара, скрытого в мраке, и от бесплодной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы, и начала..." Это, по существу, идея о едином всеобщем первоначале, которая, под названием АРХЭ стала конституирующей идеей зарождающейся философии.
Гомер высказал представление о господстве судьбы или "мойры", как он ее назвал. Это было, по существу, зарождением понятия необходимости, которое в последующем явилось предпосылкой идеи закономерности в природе.
Следует заметить, что в неразрывной связи с мифологией возникла и религия, с помощью которой люди тоже пытаются осмыслить мир и собственное существование.
Следующий шаг в осмыслении окружающего нас мира был сделан в VI - IV веках до н.э. в учении пифагорейцев, которые впервые высказали идею всеобщей закономерности вселенной, подчиняющейся строго определенным математическим законам.
Это не привело к торжеству науки - на смену мифологии пришла пифагорейская мистика чисел.
Поэтому узловым пунктом в формировании идеи закономерности принято считать не учение пифагорейцев, а учение Гераклита о логосе (V век до н. э). Под логосом Гераклит понимал универсальную осмысленность, ритм и соразмерность бытия.
Демокриту принадлежит следующее утверждение: "Необходимо знать, что смерть - всеобщий закон, что борьба и есть справедливость, что все возникает в борьбе по непреложному закону необходимости". Таким образом, ему удалось очень близко подойти к пониманию одного из законов диалектики, открытого на много веков позднее.
Анализируя все сказанное выше, можно утверждать, что в античной греческой философии идея закономерности приобрела значительную определенность.
С наступлением времени христианства для идеи естественного закона не остается места. Упоминания о законах природы исчезают. Один из отцов церкви Августин Блаженный (354 - 430 г. г) объявил всеобщим законом волю бога, которая целиком свободна и недоступна ни познанию, ни какому бы то ни было внешнему влиянию, так что, например, судьба человеческой души в загробном мире определяется богом независимо от хорошего или дурного поведения человека [8].
Первым из средневековых мыслителей обращается к термину "закон природы" известный теолог ХIII в. Фома Аквинский. По его определению "закон природы" есть не что иное, как внушенный нам богом умственный свет, посредством которого мы, знаем, как надо вести себя и как надо житъ" [8]. Общее понятие закона тождественно в учении Фомы понятию диктата, предписания, веления. Разум, существующий в божественном духе, Фома называет "вечным законом"; и этот же разум, "так как он всем управляет... содержит в себе законы природы".
По мере развития капитализма и буржуазной государственности концепция христианского бога-самодержца, произвольно манипулирующего природными явлениями, постепенно сходит со сцены. Под законами природы начинают понимать общие и внутренние необходимые связи и отношения самих вещей и явлений природы.
Происходит становление особой гносеологической формы - закона науки как универсальной формы теоретического отражения действительности. Усложнение техники и технологии, диктуемая законами конкуренции необходимость их максимально эффективного использования и постоянного совершенствования потребовали нового уровня теоретического знания.
Эмпиризм уже не обеспечивал нужных решений. Для анализа результатов опыта и даже самой его постановки были необходимы руководящие научные положения: требовалось знание, которые сочетало бы в себе достоинства и всеобщности, и конкретности, которое обладало бы и объясняющей, и прогностической, и эвристической способностями. В самой науке по мере ее развития складывается необходимость в создании обобщающих теорий. Таков круг оснований, породивших классическую науку, а вместе с нею и научный закон.
Первые положения, названные впоследствии законами науки, встречаются в трудах И. Кеплера и Г. Галилея (XVI - XVII в).
Начало широкому употреблению понятия "закон природы" в науке нового времени положено Р. Декартом (1596 - 1650 г. г). Он говорит о законах природы как о "вторичных" (после бога) причинах всех видимых нами движений. Согласно Декарту, важнейшими атрибутами закона природы являются неизменность и вечность, благодаря чему его познание позволяет априори "предсказывать" действия по их причинам.
Для XVII - XVIII в. в. характерно широкое применение понятия закона в социально-политических теориях. По аналогии с естествознанием, позволившим, благодаря открытию законов природы, рационализировать многие сферы практической деятельности, мыслители этого времени стремятся открыть "естественные законы" человеческой природы, и общежития, с тем, чтобы рационализировать общественное устройство.
Так, Т. Гоббс (1588-1679), развивая идеологическую доктрину ранней буржуазии - теорию естественного права, кладет в ее основу понятие естественного закона.
Согласно Гоббсу, человек как часть природы, как материальное тело подчинен ее всеобщему закону - стремлению к самосохранению. Однако в обществе на пути осуществления этого закона встает специфическое свойство человеческого рода - взаимная агрессивность индивидов. Разрешение возникающего противоречия достигается благодаря разумности человека. Разум предписывает человеку определенные правила общежития, которые Гоббс и называет естественными законами. (Здесь закон - веление, предписание).
Французские философы-материалисты XVII - XVIII в. в. пришли к правильному решению вопроса об источнике закономерности природных явлений. Согласно Ж. Мелье "все существующее в природе может создаваться естественными законами движения и путем сочетания, комбинации и модификации частей материи" [1].
П. Гольбах (1723 - 1789 г. г) обратил внимание на структурность и системность. Структурность и системность, по его мнению, являются атрибутами как всей природы в целом, так и каждой из ее частей. Системность природы реализуется в форме существования всеобщих ее законов, а системность частей - в форме специфических законов. Отдельные "системы существ зависят от общей системы, от великого целого". В то же время "всякая вещь может действовать и двигаться только определенным образом, т.е. согласно законам, зависящим от ее собственной сущности, собственного сочетания и собственной природы". Отсюда - необходимость взаимосвязи общих и специфических законов.
Большой вклад в развитие категории "закон" внес Гегель. Едва ли не главной его заслугой в этом вопросе является раскрытие эволюции научного познания от простейших эмпирических законов к теоретическим. Но в контексте настоящего изложения следует отметить, что Гегель постоянно подчеркивая несовершенство законов, открываемых эмпирическим естествознанием, поскольку они "не содержат в себе доказательства своей необходимости". Учтем это при последующем рассмотрении законов развития техники.
Важный шаг сделал Л. Фейербах, который с последовательно материалистических позиций отстаивал объективность законов природы, их первичность и определяющую роль по отношению к сознанию.
В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса концепция закона получает новое содержание. Это связано, в частности, с открытием К. Марксом особого типа объективных законов - законов общественного развития.
Именно в этой области особенно четко видно, что любой конкретный закон зависит в своем возникновении и существовании от определенных материальных условий. Сначала он существует поэтому лишь как и возможность только с изменением условий переходит в действительное существование "Движущая сила социальной анархии производства, - говорит Ф. Энгельс, характеризуя буржуазную экономику, - превращает возможность бесконечного усовершенствования машин... в принудительный закон для каждого отдельного промышленного капиталиста, в закон, повелевающий ему беспрерывно совершенствовать свои машины под страхом гибели. Считая это недостатком капитализма, И.В. Сталин выдвинул тезис об отсутствии морального старения техники при социализме. Действительно, монополизация производства техники с одной стороны, высокая степень изоляции от капиталистического мира с другой, ликвидировали конкуренцию и это, в конечном счете, привело к отставанию СССР от Западного мира во многих мирных областях техники. И это не исключение. Япония, пытавшаяся в прошлые века жить изолированно от мира, тоже расплачивалась за это технической отсталостью. Интенсивные меры, предпринятые ею, начиная с 20-х г. г. нашего столетия, по укреплению деловых международных контактов помогли Японии выдвинуться в число передовых в техническом отношении стран мира.