Смекни!
smekni.com

Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию СПб "Биржевая площадь" (стр. 2 из 5)

Велико историческое и культурное значение Стрелки. Эта маленькая часть территории Васильевского острова в различные периоды жизни Петербурга играла различную роль в зависимости от тех или иных исторических событий и социально-экономических условий. Район Стрелки и отдельные ее здания связаны с революционными выступлениями передового студенчества, с памятными днями жизни и деятельности В.И. Ленина. С петровских времен и до наших дней Стрелка Васильевского острова является территорией, где сосредоточены учреждения Академии наук.

Ансамбль Стрелки создавался на протяжении более двухсот лет. В результате продолжительной деятельности архитекторов облик ее последовательно претерпевал ряд значительных изменений: одно за другим строились новые здания, реконструировались и приспосабливались для новых функций старые, а некоторые объекты совсем исчезали, уступая свое место более значительным и более монументальным зданиям.

Первая четверть XIX в. является одним из знаменательных этапов в формировании ансамбля Стрелки. Именно тогда на ее территории создавался неповторимый по своей выразительности архитектурный комплекс, воздвигались здания неизмеримо большего масштаба на месте тех, которые уже не могли ни своими объемами, ни архитектурой соответствовать вкусам и требованиям эпохи. В решении этой большой задачи принимали участие талантливые зодчие того времени. Ими была понята идейная направленность в области архитектуры, и ею они руководствовались в своей практической деятельности. Заметим, что застройка Стрелки рассматривалась как частная градостроительная задача, однако осуществление этого замысла явилось крупнейшим архитектурным событием.

С момента основания Петербурга и до настоящего времени Стрелка является главной частью Васильевского острова, и поэтому планировке ее территории и архитектуре зданий всегда придавалось большое значение. Этим объясняется большое количество проектов планировки Стрелки и проектов отдельных зданий в течение каждого из периодов; однако далеко не всем из них суждено было осуществиться.

1.4 Строительство здания Биржи

Начало строительства Биржи относится к 1805 г. Закладка состоялась 23 июня 1805 г. в торжественной обстановке; все строительные работы были окончены в 1810 г., а в 1812 г. здание было передано в ведение Таможни, однако открытие Биржи состоялось только 15 июля 1816 г.

Представление о здании Биржи дают следующие данные: наружные размеры основного массива в плане равны 69,20х44,59 м; высота здания до конька – 30,00 м; высота колонны – 11,16 м; ширина наружных лестниц – 39,64 м; общая площадь и объем соответственно равны 8609,00 м2. и 86184,00 м3. Далее на рисунках можно увидеть макеты здания Биржи Т. Томона, 1803 год.

Расположение на Стрелке здания Биржи, призванного замыкать перспективу водного треугольника и участвовать в создававшейся архитектурной композиции в качестве основного объекта, представляло собой весьма сложную и ответственную задачу, решению которой посвящено много творческих усилий и исканий не только Т. Томона, но и А.Д. Захарова.

Для здания Биржи Томон применил наиболее строгий тип колонн с характерной обуженной шейкой капители, с минимальным количеством архитектурных форм и деталей. Для этих простых колонн характерны крайний лаконизм и большая выразительность. Оконные проемы в небольших нишах увенчаны тяжелыми перемычками, состоящими из рустованных камней.

В общем облике здания Биржи большую роль играют скульптуры (см. рис.), установленные на аттиках выступающей впереди колоннады. В создании этих колоссальных аллегорических групп принимала участие плеяда талантливых скульпторов, запечатлевших в них сказочные образы, созданные народной фантазией, аллегорический смысл которых заключается в неотъемлемой связи Биржи с Балтийским морем и рекой Невой. На аттике колоннады главного фасада эффектно выглядит на фоне огромного полукруглого окна большая аллегорическая группа: Нептун на колеснице, выезжающий из морских волн в сопровождении двух фигур, олицетворяющих реки Неву и Волхов. Вторая аллегорическая группа на аттике противоположного фасада изображает молодую женщину с короной на голове в виде башни с зубчатыми стенами, олицетворяющую Богиню города, в окружении Меркурия (бога торговли) и двух рек.

Проектируя Биржу, Томон стремился не только придать этому зданию классические формы, но и создать композицию, построенную на художественном противопоставлении энергично устремленных вертикалей и спокойных горизонталей; создать контрастную систему противопоставлением спокойных форм Биржи – устремленной ввысь колокольне Петропавловского собора; высокого и монументального здания Биржи, приподнятого на стилобат, – спокойным, более пониженным и архитектурно менее обогащенным будущим пакгаузам. Большой рельеф рустов в углах и над оконными проемами контрастно выделяется на фоне относительно гладких стен.

Здание привлекает мощностью своей колоннады и сдержанной простотой своих архитектурных форм вблизи, легкостью и воздушностью издали. Этому впечатлению способствуют колоннада, крупные архитектурные детали и контрасты света и тени. Ритм больших дорических колонн создает контраст между освещенным верхом здания и затемненными портиками, а огромное полукруглое окно издали кажется темным пятном на фоне глади стены.

В Бирже нашло отражение стремление автора связать здание с окружающим природным ландшафтом. Вместо единого замкнутого прямоугольника Томон в проекте Биржи, используя архитектурный прием – ступенчатость расположения отдельных частей и объемов здания, создает композицию, в которой основной, центральный массив окружен пониженной колоннадой, а за ней следуют стилобат со спускающимися от него лестницами и далее Ростральные колонны и сливающаяся с природным ансамблем набережная с пандусами к воде. Здесь имеем один из примеров нарастания «открытости» по мере удаления от внутреннего замкнутого объема к свободному речному простору.

В ансамбле Биржи, так же как и в Адмиралтействе и Казанском соборе, архитектура и скульптура в художественном отношении неразрывно связаны между собой; они образуют подлинное единство, подлинный синтез искусств.

Прекрасное здание Биржи вошло как центральное звено в величественную панораму невских берегов. Откуда бы ни посмотрели на него – с Петропавловской крепости, от Зимнего ли дворца, отовсюду оно кажется одинаково гармоничным, монументальным, органически слившимся со своим окружением. В этом заслуга Томона, но не только его одного, а и тех, кто совершенствовал его замысел, – русских строителей, художников и среди них прежде всего архитектора Захарова.

Достоинства ансамбля высоко ценили и современники. По их мнению, петербургская Биржа затмила собой знаменитые биржи Лондона, Амстердама, Бордо.

1.5 Ростральные колонны и их создание

Ростральные колонны-маяки были задуманы Т. Томоном при создании им проекта ансамбля Стрелки. Они должны были подчеркнуть симметричность всей композиции и символизировать значение Петербургского порта теми же средствами и в том же стиле, что и Биржа.

Идея Ростральных колонн заимствована Томоном из проекта на ту же тему ученика Парижской академии Нормана, получившего за него поощрительную премию в 1791 г. Особенно заимствование заметно в первоначальных вариантах Томона, где завершением колонн служили группы атлантов, несущих земной шар. Под влиянием критики эксперта Захарова Томон неоднократно изменял внешний вид колонн и в конечном итоге остановился на одном из вариантов, который и получил утверждение.

Гранитные пьедесталы и базы колонн выполнил русский «умелец» Самсон Суханов.

Колоссальные колонны дорического ордера, украшенные рострами и плоскими якорями из чеканной меди, установлены на мощных гранитных пьедесталах из кованых камней и на таких же гранитных цоколях. Колонны увенчаны квадратными площадками с металлическими ограждениями простого рисунка, на которых при сооружении были установлены светильники.

У подножия колонн расположены по две огромные фигуры морских божеств, высеченные из естественного камня. Кому принадлежит авторство этих аллегорических фигур, по архивным документам установить не представилось возможным. По литературным источникам, скульптуры предположительно изображают великие русские реки Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

Ростральные колонны – весьма эффектные сооружения, но практических функций они не несли, а лишь символически указывали путь кораблям, шедшим по Неве к центру порта – Бирже, и своей архитектурой создавали атмосферу приморского города. Выдвинутые к мысу Стрелки, Ростральные колонны как бы перекликаются с Петропавловской крепостью и Эрмитажем, входя вместе с ними в большой городской ансамбль.

Сила и мощь, характерные для здания Биржи, находят выражение и в Ростральных колоннах, по праву занявших место среди лучших мировых произведений искусства.

2. Проектно-технический раздел

2.1 Сбор материала

Идея создания сервиза, состоящего из Ростральных колонн и Биржи, возникла не случайно. Сначала было сделано множество фотографий с натуры, изучены материалы о Биржевой площади и ее постройках.

Материал для изготовления был выбран – фарфор. С помощью фарфора, как мне кажется, можно наиболее реалистично отразить могущество и грациозность этого ансамбля. Подбор материала и его изучение продолжался в течение длительного времени. Маяки-колонны приковывали меня своим величием, строгими и стройными архитектурными формами. Ростральные колонны служили маяками для судов, прибывающих в Санкт-Петербург, так и мне они указали путь при выборе темы диплома.

2.2 Разработка эскизов

За идею был взят силуэт колонн. На основе этого я сделала эскизы суповницы, чайника с подставкой, пивной кружки, а также вазочки-подсвечника, но в конечном варианте остановилась на наборе для специй. Чтобы создать полный и законченный сервиз, я пришла к выводу, что необходимо воплотить в моем проекте и Ростральные колонны, и здание Биржи, т.е. воссоздать в своем дипломном проекте миниатюру Биржевой площади.