"Подарочный набор для сервировки стола к 300-летию Санкт-Петербурга "Биржевая площадь"
Санкт-Петербург 2002
Введение
Город на Неве многослоен и многолик. Он сохранил в своем архитектурном облике памятники многих исторических эпох, начиная с первых лет XVIII века.
Шли десятилетия, сменялись поколения, возникали новые общественные потребности, развертывалось строительство новых зданий, сносились и перестраивались ранее возведенные строения. Следуя велениям времени, менялась архитектура зданий. Возникали новые кварталы, формировались архитектурные ансамбли – многие из них стали подлинными шедеврами градостроительного искусства, вошли в сокровищницу мирового зодчества.
Могущество и архитектурное великолепие города заставляет волноваться сердца многих приезжих, к которым отношу себя и я.
Произошло постепенное знакомство с историческим центром Петербурга – это, прежде всего, знакомство с «Властью» этого города – Зимним дворцом; его «Правосудием» – Петропавловской крепостью; «Военным ведомством» – Адмиралтейством и, наконец, «Торговым центром» – Биржей и своеобразными маяками – Ростральными колоннами.
Свой дипломный проект я решила посвятить грядущему юбилею города, отразив в этой работе один из архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга – Биржу и Ростральные колонны. Идею я воплотила в фарфоре.
Этот материал более точно, на мой взгляд, смог отразить грациозность и в то же время могущество и силу этого великолепного ансамбля.
1.1 История создания фарфора
Производство керамических изделий – одно из самых древних ремесел. Термин «керамика» происходит от греческого слова «keramos» – глина, а изделия, изготовленные из нее или масс, в состав которых входит глина, называются керамическими.
Белизна и полупрозрачность фарфора, возможность придания изделию разнообразных форм, блеск глазури, глубина и яркость тонов керамических красок сделали фарфор наиболее распространенным среди материалов, применяемых в художественной промышленности.
Современное значение слова более широкое. Керамика – это все неорганические, неметаллические изделия, полученные из порошкообразных материалов (глин, каолинов, кварцевого песка и др.) и упрочненные в процессе спекания.
Археологические находки позволяют отнести начало изготовления керамических изделий к XV тыс. до н.э. Это были примитивные изделия, вылепленные вручную, обожженные на костре и имевшие низкую механическую прочность.
Быстрый рост городов приводит к повышению спроса на керамические изделия. Возникают мануфактуры сначала в Испании (XIV–XV вв.), затем в Италии (XV–XVI вв.), Франции (XVI–XVII вв.), Голландии (XVII–XVIII вв.), России (XVII–XVIII вв.) и др.
Родина фарфора – Китай. Производство фарфора в Китае, где уже 2 тыс. лет назад изготавливались фарфороподобные изделия, достигло расцвета в XV–XVII вв. Фарфоровые изделия обладали высокой прочностью, просвечивали в тонком слое и издавали чистый звон.
Рубеж XVIII–XIX веков явился переломным моментом в русской действительности. Это относится, в частности, и к русской фарфоровой промышленности. Начало XIX века было временем появления у прогрессивных слоев общества светлых надежд. Вольнолюбивые устремления лучшей части русского дворянства и интеллигенции вызвали к жизни направления сентиментализма и романтизма в литературе и искусстве. Они воздействовали самым непосредственным образом на развитие искусства фарфора.
Архитектура первой трети XIX, как и второй половины XVIII века, оставалась ведущей среди искусств. Декоративно-прикладное искусство, эта «малая архитектура», организующая интерьер современности, развивалось по тем же стилистическим законам, что и архитектура. Вместе с тем оно более тонко и трепетно отражало в себе не только все изменения господствующего стиля – его дух, идейные основы, но и нюансы всех течений в современном искусстве и культуре. И это опять-таки относится прежде всего к фарфору.
Русский художественный фарфор уже в конце XVIII и особенно в XIX веке становится в ряду других предметов декоративно-прикладного искусства неотъемлемой частью в синтезе произведений искусств, оформляющих интерьер. Правда, речь идет преимущественно об интерьерах царского двора и знати. Однако многие изделия фарфоровых заводов уже конца XVIII века адресовались и домам мелкопоместного дворянства и городского чиновничества.
Ведущим предприятием по производству художественного фарфора являлся завод имени Ломоносова. По времени своего основания (1744 г.) это первое предприятие в России и третье в Европе.
Заслуга изобретения состава русского фарфора и освоения его промышленного производства в России принадлежит выдающемуся ученому Д.И. Виноградову.
Период деятельности выдающегося ученого, посвященный созданию отечественного фарфора, вошел в историю как «виноградовский период» (1744–1758 гг.).
К работе в зарождающейся порцелиновой мануфактуре были привлечены талантливые умельцы, многие из которых создали непревзойденные произведения искусства в фарфоре.
Созданное Виноградовым фарфоровое производство вплоть до 1917 года носило характер придворного, замкнутого предприятия, основная часть его продукции шла на удовлетворение нужд царского двора.
В художественном отношении наиболее интересными были изделия, созданные в период 1748–1815 гг., базировавшиеся на глубоко национальных народных мотивах.
В более поздние годы на работы завода все большее влияние оказывали западное искусство и вкусы владельцев завода – династии Романовых.
После Великой Октябрьской революции художественное направление работы завода быстро изменилось. Не было уже вычурных и парадных сервизов, а были изделия, созвучные первым годам революции.
Модели и рисунки создавали такие художники, как А. Черный (один из первых художников), И. Командер, А. Макаров, П. Иванов, А. Канунников, которого позднее заменил А. Воронихин (1803 г.). С 1809 по 1831 гг. с заводом связана деятельность скульптора С.С. Пименова, профессора академии художеств. К середине XIX века были такие мастера, как В. Мещереков, С. Голова, П. Нестеров, А. Новиков, а в дальнейшем А. Миронов, К. Красовский, А. Васильев. К началу XX века: С.В. Чехонин, А.В. Щекотихина-Потоцкая, З.В. Кобылецкая, Н.М. Суетинин.
С историей советского художественного фарфора связаны имена таких художников, как Н.Н. Мох, И.И. Ризнич, А.А. Скворцов, Л.К. Блак и др.
1.2 Архитектор Тома де Томон
Архитектор Тома де Томон (1754–1813 гг.), приехавший в Россию в 1799 году, вошел в историю русской архитектуры как автор монументального здания Биржи на стрелке Васильевского острова (1804–1810 гг.). Биржа приобрела в проекте Томона облик, приближающийся к античному храму. Основной прямоугольный объем сооружения, поднятый на высокий гранитный цоколь, окружен со всех четырех сторон массивными дорическими колоннами; на парапете – скульптурная группа с фигурой бога морей Нептуна. Одновременно с постройкой здания Биржи перед ней была создана полукруглая площадь с гранитной набережной и спусками к воде. По сторонам площади поставлены две ростральные колонны, игравшие роль маяков; стволы их украшены рострами – изображениями носовых частей кораблей. У подножья колонн расположены вытесанные из камня аллегорические фигуры. Ансамбль стрелки Васильевского острова, находящийся в самом центре Петербурга занимает основное положение в архитектурной системе города. Через десять лет после приезда в Россию Томон был избран профессором Академии художеств, а еще через год – профессором незадолго перед тем возникшего Института инженеров путей сообщения. Зодчий вошел в русскую жизнь, в русскую архитектурную среду.
Однако творческая деятельность Томона вскоре прервалась. В августе 1813 года архитектора не стало. Он умер далеко еще не старым – в возрасте пятидесяти трех лет. И на первом же после его кончины собрании Академии художеств в памятной речи говорилось о Томоне: «Особливая способность сего отличного художника состояла в богатстве идеи, скорости сочинения и красоте рисунка, и к сим приятным качествам присоединялась еще любезность характера, делающая потерю его столь же чувствительною и для друзей его, сколь важную для художеств».
1.3 Историческое и культурное значение Стрелки Васильевского острова
Петербург – молодой город; почти три столетия минуло со дня его основания. За этот незначительный в истории градостроительства период город превратился в один из крупнейших мировых центров технического прогресса, культуры, науки и искусства.
Ярко выраженный городской центр Петербурга, являющийся одновременно и архитектурным центром города, находится у разветвления Невы. Он представляет собой огромный по размерам комплекс, состоящий в известной мере из самостоятельных архитектурных ансамблей. Ансамбли эти – Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова, Дворцовая набережная, Дворцовая площадь, площадь Декабристов, Исаакиевская площадь и частично Невский проспект. Всех их объединяет одна планировочная идея, но вместе с тем они имеют свои композиционные оси, стилистические особенности и особый, присущий каждому ансамблю облик.
Первые монументальные здания Петербурга положили начало образованию архитектурных ансамблей, в системе которых Стрелка Васильевского острова занимает особое место, выделяясь своеобразием географического положения, интересной и самобытной планировочной композицией и архитектурной значимостью зданий.
В ансамбле Стрелки центральное место (по своей роли в нем и по расположению) занимает здание Центрального военно-морского музея (Биржа). Со стороны Невы эта группа с фланкирующими Ростральными колоннами, которые подчеркивают симметричность всей композиции, имеет торжественный и вместе с тем строгий и спокойный вид. Она производит особо сильное воздействие на зрителя, и ее по праву можно назвать «главным фасадом» Стрелки.