Надо сказать, что у Броуна не было каких-то новейших микроскопов. В своей статье он специально подчеркивает, что у него были обычные двояковыпуклые линзы, которыми он пользовался в течение нескольких лет. И далее пишет: «В ходе всего исследования я продолжал использовать те же линзы, с которыми начал работу, чтобы придать больше убедительности моим утверждениям и чтобы сделать их как можно более доступными для обычных наблюдений».
Сейчас чтобы повторить наблюдение Броуна достаточно иметь не очень сильный микроскоп и рассмотреть с его помощью дым в зачерненной коробочке, освещенный через боковое отверстие лучом интенсивного света. В газе явление проявляется значительно ярче, чем в жидкости: видны рассеивающие свет маленькие клочки пепла или сажи (в зависимости от источника дыма), которые непрерывно скачут туда и сюда.
Норберт Винер в 1923 году построил первую удовлетворительную с математической точки зрения модель выборочных реализаций и доказал их «почти наверное» (на языке теории вероятностей) непрерывность.
Простейшей дискретной аппроксимацией броуновского движения служит случайное одномерное блуждание. В этом случае частица первоначально располагается в точке х0 = 0 на прямой. Частица совершает единичный шаг вправо или влево в зависимости от случайного выбора, например, бросания монеты. Случайное блуждание происходит итеративно. Для каждого п = 1,2,3,….положим, что
хn = хn-1 ± 1.
Более точным приближением к реальному броуновскому движению является замена шагов ±1 случайными величинами gп, имеющими гауссовское, или нормальное распределение. После первого шага частица находится в положении
1= 0 + g1, а после n шагов в положении .На рис.5. изображена типичная реализация гауссовского случайного блуждания.
Рис.5. График гауссовского случайного блуждания
Случайная величина X называется гауссовской, или нормальной с математическим ожиданием µ и дисперсией σ2, если она распределена, но закону:
то есть её плотность вероятности f(x) имеет вид:
График y=f(x) напоминает колокол рис.6. В наших приложениях математическое ожидание
обычно равно нулю.Гауссовское случайное блуждание легко реализуется на компьютере. Единственная сложность― необходим генератор гауссовских случайных чисел. Если имеется генератор, равномерно распределённый на отрезке [0,1] случайных чисел, то вполне приемлемое приближение можно получить, используя формулу:
,Можно использовать и более общую формулу:
,0,8 | |||||||||||||||||
0,6 | |||||||||||||||||
0,4 | |||||||||||||||||
0,2 | |||||||||||||||||
0 | |||||||||||||||||
-0,2 | |||||||||||||||||
-0,4 | |||||||||||||||||
-0,6 | |||||||||||||||||
-0,8 | |||||||||||||||||
-4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Рис.6. Нормированная гауссовская кривая
Что касается броуновского движения, определенного на конечном интервале, например, на отрезке [а, Ь]. Приведенное ниже определение позволяет сфокусировать внимание на его принципиальных свойствах. Большинство утверждений о броуновском движении относится к одномерному случаю, но имеет соответствующие аналоги для случая двух и большего числа измерений. Прежде всего, нам понадобится определение гауссовского случайного процесса.
Случайный процесс X{t) называется гауссовским, если для каждого конечного набора моментов времени t1, t2, …, tnвектор ( X(t1), X(t2),… , X(tn)) имеет гауссовское распределение. Двумерный гауссовский процесс Х(х; у) определяется аналогично.
Определение: Гауссовский процесс X(t) называется одномерным броуновским движением, или винеровским процессом на интервале [а, Ь], если он обладает следующими свойствами
Х(0) = 0 и функция X(t) почти всегда непрерывна.
Свойство гауссовости приращений: случайная величина
имеет гауссовское распределение с математическим ожиданием
и дисперсией где σ — положительная константа, то естьP(ΔX<x)=
Броуновское движение, как и любой процесс с независимыми приращениями, есть Марковский процесс. Это означает, что условная вероятность события «Х(t2) достигает определённого значения при данном значении Х(t1)», где t1>t2, зависит только от t1 и t2. Эта вероятность не зависит от поведения Х(t), при t<t1, то есть в процессе случайного блуждания каждый шаг делается без какой-либо информации о том, каким образом процесс достиг текущего значения.
Условная вероятность события А при заданном событии В обозначается P(A/B). Формальное определение Марковского процесса:
Где
4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА DELPHI
Delphi обусловлен как тем, что это наиболее популярная среда программирования, так и объективными несомненными достоинствами.
Среди них:
простой и мощный язык программирования Pascal;
удобная и полная объектная модель;
достаточно удобная среда разработки;
обширная объектная библиотека VCL;
мощные средства разработки приложений баз данных.
Delphi – это потомок среды программирования TurboPascal. Система визуального объектно-ориентированного проектирования Delphi позволяет:
Создавать законченные приложения для Windows самой различной направленности.
Быстро создавать профессионально выглядящий оконный интерфейс для любых приложений; интерфейс удовлетворяет всем требованиям Windows и автоматически настраивается на ту систему, которая установлена, поскольку использует функции, процедуры и библиотеки Windows.
Создавать свои динамически присоединяемые библиотеки компонентов, форм, функций, которые потом можно использовать из других языков программирования.
Создавать мощные системы работы с базами данных любых типов.
Формировать и печатать сложные отчеты, включающие таблицы, графики и т.п.
Создавать справочные системы, как для своих приложений, так и для любых других.
Создавать профессиональные программы установки для приложений Windows, учитывающие всю специфику и все требования операционной системы.
Интегрированная среда разработки Delphi – это среда, в которой есть все необходимое для проектирования, запуска и тестирования создаваемых приложений. Именно поэтому, учитывая особенности и характеристики данной среды, для написания программ, я выбрала Delphi.
Общее описание среды
Верхней части окна среды отображается полоса главного меню. Назначение каждого пункта меню можно уточнить в справочной системе Delphi. Для получения справки следует выбрать интересующий пункт меню и нажать клавишу F1. Выбор команды меню выполняется любым из стандартных способов: F10, Alt+горячая клавиша или щелчком мыши на нужном пункте меню.
Назначение команд меню представлены в таблице:
Раздел меню | Назначение |
1) Меню File (Файл) | Разделы меню позволяют создавать новый проект, новую форму, открыть ранее созданный проект или форму, сохранить проекты или форму в файлах с заданными именами. |
2) Меню Edit (Правка) | Разделы этого меню позволяют выполнять обычные для приложений Windows операции с буфером обмена, а также дают возможность выравнивать группы размещенных на форме компонентов по размерам и местоположению. |
3) Меню Search (Поиск) | Разделы этого меню позволяют осуществлять поиск фрагментов текста, ошибок, объектов, модулей, переменных и символов в редакторе кода. |
4) Меню View (Вид) | Разделы этого меню позволяют вывести на экран или скрыть различные элементы среды проектирования и открыть окна, связанные с интегрированным отладчиком. |
5) Меню Project (Проект) | Разделы меню позволяют добавлять и удалять из проекта формы, задавать опции проекта, компилировать проект без его выполнения, дать информацию о размерах приложения. |
6) Меню Run (Выполнить) | Предоставляет возможность выполнять проект в нормальном или отладочном режимах, по шагам, останавливаясь в указанных точках, просматривая значения переменных и т.д. |
7) Меню Component (Компонент) | Содержит раскрывающееся меню, которое позволяет работать с компонентами: создавать новые компоненты, изменять палитру компонентов и т.п. |
8) Меню Database (База данных) | Раздел меню позволяет использовать инструментарий для работы с базами данных. |
9) Меню Tools (Сервис) | Включает ряд разделов, позволяющих выполнять различные вспомогательные программы: редактор изображений, программы, конфигурирующие базы данных и сети и т.п. |
10) Меню Windows (Окно) | Содержит список открытых окон среды и предоставляет возможность перехода из одного окна в другое. |
11) Меню Help (Помощь) | Содержит разделы, помогающие работать со справочной системой среды программирования Delphi. |
1. Палитра компонентов Standard (Стандартная) | Большинство компонентов на этой странице являются аналогами экранных элементов операционной системы Windows: меню, кнопки, полосы прокрутки, панели и т.п. Имена компонентов можно узнать из всплывающей подсказки. Назначение компонентов можно уточнить, используя систему контекстной справки Delphi. |
2. Палитра компонентов Additional (Дополнительная) | Содержит более развитые компоненты: а) воспроизведение звука, музыки и видео; б) отображение графической информации. |
3. Палитра компонентов System (Системная) | Предоставляет возможность объединять отдельные элементы, такие как списки каталогов и файлов, а также генерировать события через определенные промежутки времени. |
4. Палитра компонентов Win32 | Содержит компоненты, позволяющие созданным программам использовать интерфейс Windows. |
5. Палитра компонентов Dialogs (Диалоговая) | Содержит стандартные диалоговые окна для операций над файлами, поиска и замены текста, выбор шрифтов, цветов и т.д. |
6. Палитра компонентов DataAccess, DataControls (Сервис баз данных) | Использует механизм баз данных для организации доступа к файлам баз данных различных форматов. |
7. Палитра компонентов QReport (Отчеты) | Предоставляет компоненты для визуального проектирования отчетов баз данных. |
8. Палитра компонентов Servers (Сервис) | Предоставляет компоненты-наследники для доступа ко всем серверным объектам MicrosoftOffice. |
9. Палитра компонентов Samples (Примеры) | Содержит компоненты-примеры, которые можно добавлять в собственные приложения. |
10. Палитра компонентов Internet | Предоставляет компоненты для разработки приложений, позволяющих создавать HTML‑файлы непосредственно из файлов баз данных и других типов, взаимодействующих с другими приложениями для Интернета. |
Ниже полосы главного меню расположены две инструментальные панели. Левая панель (состоящая, в свою очередь, из трех панелей) содержит два ряда кнопок, дублирующих некоторые наиболее часто используемые команды меню (открыть, сохранить, сохранить все и т.д.). Правая панель содержит панель библиотеки визуальных компонентов (или палитра). Палитра компонентов содержит ряд страниц, закладки которых видны в ее верхней части. Страницы сгруппированы в соответствии с их смыслом и назначением. Поскольку число предоставляемых компонентов растет от версии к версии, то остановимся на основных (12 страниц).