На сегодняшний день легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе страны, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы, и центры развития легкой промышленности. К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России.
1.1 Экономическое состояние и перспективы развития легкой промышленности
Устойчивое развитие отрасли чрезвычайно важно и в социальном плане: в легкой промышленности России занято более 550 тыс. человек, причем более 80% из них - женщины. Около 70% предприятий являются градообразующими для малых городов, обеспечивая занятость большинства населения.
На сегодняшний день в отрасли действуют более 3000 средних и крупных акционерных обществ, из которых только единицы перешли к организационным схемам, эффективным в рыночных условиях хозяйствования. Как показывает анализ, продукция всего 10 предприятий хлопчатобумажной промышленности составляет 62% производства этой отрасли, в производстве льняных и пенько-джутовых тканей 7 предприятий дают 71% общего выпуска, в шерстяной промышленности таких базовых предприятий 11 (56%), в шелковой — 4 (54%), в трикотажной — 9 (58%), в меховой — 4 (59%), в производстве искусственных кож — 3 (69%), в производстве пленочных материалов — 3 (69%), кож хромовых — 8 (55%), жестких — 5 (52%), юфтевых — 5 (74%), в обувной промышленности — 27 (58%), из которых 11 предприятий производят 33% общего объема продукции. Все эти предприятия находятся в 34 регионах, в том числе предприятия текстильной промышленности — в 19 регионах, обувной — в 20 регионах, меховой — в Москве и Татарстане, предприятия по производству натуральных кож — в 12 регионах, искусственных кож и пленочных материалов — в 3 регионах. Таким образом, меньше 100 предприятий легкой промышленности (из 3000) фактически определяют ее основной производственный потенциал.
Из диспропорций в экономике, образовавшихся в результате реализации базовых принципов ее реформирования — либерализации цен, приватизации производства и либерализации внешнеэкономической деятельности,— в легкой промышленности особенно ярко проявились две — разрыв между изменениями спада объема производства и уменьшением численности работающих, а также между темпами приватизации предприятий и создания эффективных систем управления ими. Об этом свидетельствуют следующие данные. Объем производства отрасли относительно 1990 года снизился в восемь раз, а численность производственного персонала уменьшилась втрое. Это привело к значительному снижению производительности труда и столь же значительному росту теневого производства. По ситуации на 2005 год в отрасли сохранялась тенденция снижения объемов производства. Индекс физического объема производства составил по видам экономической деятельности: текстильное и швейное производство - 98,5%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 97,3%. В 2006 году в легкой промышленности наметилась положительная динамика: превышен уровень выпуска продукции отрасли предыдущих лет, вырос выпуск тканей - 100,7%, при этом опережающий рост обеспечен в производстве шелковых -108,2% и льняных тканей - 107,0%. Производство ковров и ковровых изделий выросло в 2,5 раза, выпуск чулочно-носочных изделий увеличился на 10,7%. Рост производства кожи, изделий из кожи и обуви составил 116,7%. При этом производство натуральных кож увеличилось на 38,4%, производство обуви - на 11,9%.
Но, несмотря на увеличение объемов производства в отрасли, не было преодолено падение в швейном и меховом производствах, которые, по сравнению с данными за предыдущий год, сократились на 0,3%, имеет место сокращение объемов производства кожгалантерейных изделий - 0,2%; в текстильном производстве продолжается падение выпуска шерстяных тканей и трикотажных изделий, в швейном производстве сокращается выпуск пальто, пиджаков, платьев, брюк, курток. Сократился выпуск кожгалантерейных изделий, особенно портфелей. Все это свидетельствует о неустойчивости достигнутых результатов промышленного роста.
По факту на сегодняшний день общей проблемой подавляющего большинства предприятий отрасли остается низкая конкурентоспособность их продукции из-за использования морально устаревшего технологического оборудования: ежегодное обновление парка машин и оборудования в отрасли не превышает 3-4% и осуществляется за счет кредитных средств и собственных средств предприятий.
Тем не менее, легкая промышленность России обладает мощным потенциалом. В частности, по официальным данным, оборот розничной торговли обувью, тканями и одеждой в 2005 г. составил 1,2 трлн. руб. (более $44 млрд.). По уровню потребления продукция легкой промышленности намного опережает рынки бытовой электроники, легковых автомобилей и многих других товаров. Например, такие отраслевые рынки, как российский рынок одежды и рынок обуви, вплоть до 2008 года стабильно показывали ежегодный рост потребительской активности на 15-20%. Так, по оценке маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, объем российского рынка обуви в 2007 году (с учетом теневого сектора, представленного в основном нелегальным импортом) находился в диапазоне 362,3-437 млн. пар; среднее потребление обуви на душу населения составило 2,4 пары. Что касается лидирующего по объемам рынка одежды, то, согласно расчетам DISCOVERY Research Group, объем российского рынка одежды в 2007 году достиг $40 млрд (к сожалению, доля отечественных производителей в общем объеме одежного рынка России составляет лишь 3,4-3,7 %). Ожидалось, что в 2008 году данные темпы роста сохраняться и объем рынка достигнет $46-48 млрд. Однако в результате наступления кризисных явлений в экономике России за последние 4-5 месяцев 2008 года продажи одежды упали на 15-25%, в результате чего объем российского рынка одежды в 2008 году практически не изменился по сравнению с 2007г. По мнению ключевых игроков отрасли, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента.
Так, по экспертной оценке, до 90% российских предприятий легкой промышленности имеют потенциальные возможности повышения эффективности на 20—25% только за счет повышения эффективности системы управления предприятием. Очевидно, первоочередными задачами предприятий легкой промышленности - как в контексте производства, так и дистрибуции - являются возможности снижения затрат, повышения качества продукции, расширения ассортимента и т.д. Для этого необходима разработка новых технологических схем и планов реорганизации системы управления производством, внедрение в производственные и управленческие процессы информационных технологий. Опыт передовых стран свидетельствует о том, что именно этот путь сейчас является базовым в оптимизации административно-управленческой деятельности и автоматизации прогрессивных производств.
1.2 Уровень развития ИТ в российском легпроме: оценка ситуации
По оценкам исследователей, средний уровень развития информационных технологий на предприятиях легкой промышленности классификации CobiT соответствует второй модели зрелости («регулярной»). Это означает, что на предприятиях отечественного легпрома не развит механизм обмена знаниями между участниками ИТ-процессов; управление информационными технологиями преимущественно «завязано» на знаниях отдельных сотрудников компании; нет четко выработанной стратегии развития ИТ и т. д. На большинстве предприятий легкой промышленности бизнес предъявляет не слишком высокие требования к развитию информационных технологий.
На сегодняшний день лишь небольшая часть предприятий российской легкой промышленности способна и готова осуществлять (или осуществляет) комплексную автоматизацию своих бизнес-процессов при помощи ERP-систем. Эта малочисленность объясняется тем, что из-за сильной изношенности технологического оборудования главной целью большинства предприятий российского легпрома является техническое перевооружение производства, на которое, преимущественно, и тратятся имеющиеся в наличии финансовые средства.
Только у 1/5 части предприятий имеется документированная IT-стратегия и льшь у 1/10 предприятий легкой промышленности стратегия развития информационных технологий сформирована на три года и более. Наилучший уровень планирования развития IT отмечен на предприятиях по производству кожи и обуви, в компаниях, производящих швейные изделия, а также у производителей текстиля и тканей. Впрочем, что касается последних двух категорий, то именно здесь наиболее заметно прослеживается качественный разрыв между уровнем лидеров данных сегментов отрасли и остальными игроками. В среднем у 40% опрошенных предприятий полностью отсутствует планирование развития IT. В большинстве случаев (в различных сегментах отрасли — от 34% до 67%) руководители ИТ-подразделений привлекаются высшим руководством компаний в качестве экспертов для выработки рекомендаций и обоснования необходимых инвестиций в ИТ — иными словами, играют роль консультантов. В 7–14% случаев они участвуют в управлении предприятием. Весьма значительна также доля предприятий отрасли с низким статусом ИТ-службы (от 22% до 54%, в зависимости от вида деятельности). Тем не менее, только на 7% предприятий статус IT-службы характеризуется ниже среднего.
Лишь единичные игроки отрасли продемонстрировали осознание необходимости инвестирования в IT. Следует заметить, что все эти респонденты являются представителями крупных рентабельных предприятий, использующих современное оборудование и имеющих оптимизированные технологические процессы. Представители именно этих компаний выказали понимание реальной экономической выгоды от внедрения ERP-системы на предприятии. В частности, в числе положительных результатов от внедрения корпоративной информационной системы (КИС) были отмечены экономия средств за счет повышения точности учета, снижение складских и транспортных расходов оптимизации загрузки оборудования, снижение потерь от хищения полуфабрикатов и готовой продукции и т. д.