Аннотация
Дипломная работа выполнена по теме: «Проектирование коллекции моделей одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн».
Работа состоит из 2 разделов, содержит 48 страниц и включает 15 иллюстраций, 2 таблицы.
Целью дипломной работы является разработка коллекции моделей одежды на основе изучения литературных и графических источников, отвечающей требованиям к проектируемому изделию, выбрав наиболее оптимальные способы композиционного, конструкторского и технологического решения.
Разработанная коллекция моделей женских платьев, состоит из 10 изделий, отвечает современному направлению моды и соответствует техническому заданию и творческому источнику.
При оформлении пояснительной записки использовалась компьютерная программа Windows .
Графическая часть представлена 3 листах. Эскизы выполнены при помощи компьютерной программы Photoshop.
При работе над дипломным проектом использовалась литература 2000-2008 годов издания и периодическая литература 2006-2008 годов издания.
18.06.2008г.
Студентка группы ТШ-71
Остроухова.Н.В
ВВЕДЕНИЕ
Давно прошли времена, когда высокая мода стремилась на шаг опережать время, но и сегодня ее коллекции способны поразить воображение. Что стало источником вдохновения кутюрье и дизайнеров, представляющих свои идеи на модном подиуме? В центре внимания - стиль модерн, который находит воплощение в панбархате, бархатном жаккарде и ажурных тканях, дополненных атласом и шелком, украшенными узорами в стиле модерн. Поблекшее величие царского двора становится второй по значению темой, благодаря которой появляются узорчатая парча и тафта, мерцающий жаккард, эффекты тиснения и рельефные текстуры Актуальны набивные рисунки и вышивки с эффектом металлика, где преобладают оттенки окисленной меди и старого золота. Золотые узоры наносятся также и поверх жаккардовых рисунков с мотивами пейсли. Специальные обработки и новые технологии крашения ткани позволяют создать патину, придающую гобеленовым узорам поистине царственное величие. Одной из важных тенденцией становятся стилевые решения в духе романтичной женственности, навеянные образом героини романа Толстого «Анна Каренина». Шелковый креп, вуаль, батист, газ и английский ситец, тюль и кружева - ключевые элементы этого стиля.
Целью дипломной работы является создание коллекции моделей женской одежды с применением мотивов исторического костюма стиля «Модерн».
1 Техническое задание
1.1 Теоретическое исследование проблемы
Характеристика искусства и костюма конца XIX в. и начала XX в.
Бурное развитие капиталистической экономики, научно-технический прогресс, империализация неминуемо вели к кардинальным изменениям всех сфер общественной жизни народов, втянутых в процесс экономического развития европейских стран.
Ни один век не знал таких величайших социальных потрясений, таких страшных мировых войн, такого широкого национально-освободительного движения, такого ошеломляющего научно-технического прогресса.
В архитектуре и прикладном искусстве XIX век не создал ни одного долговременного стиля, а пользовался формами любых прошлых стилей как эффектными одеждами. Царило произвольное, эклектическое смешение стилей. XIX век называют даже веком имитаций, веком, одушевляющим прошлое.
Научно-техническая революция второй половины XIX века привела, во-первых, к появлению совершенно новых видов искусств, которые не были знакомы предыдущим эпохам, причем эти виды, такие как кино, а в XX веке — телевидение, являются синтетическими, в них соединилось множество видов искусств; во-вторых, к промышленному производству товаров массового потребления, что повлекло за собой необходимость включения художника в процесс изготовления этих вещей и, как следствие, появление такого вида искусства, как дизайн; в-третьих, к возникновению новых принципов в архитектуре, связанных с урбанизацией, огромным градостроительством.
Усложнение всех сторон человеческой жизни неизбежно вело к усложнению стилевых особенностей художественной культуры. И уже с середины XIX века, в период наибольшего разностилья, проблема стиля стала в центре внимания ученых-теоретиков и историков, стремившихся найти выход из тупика. Но большинство из них стиль объясняют не как результат определенных идейных движений, как отражение определенных исторически сложившихся социальных условий жизни и понимания, а как потребность в тех или иных зрительных впечатлениях, го было следствием изменений, произошедших в искусстве в 70-е годы XIX столетия.
На основе субъективно-идеалистической философии Шопенгауэра, Маха и неокантианства появилось новое правление в искусстве — символизм. С точки зрения символистов, окружающая человека реальная действительность является лишь мнимым миром, иллюзорной видимостью», а подлинная сущность вещей и явлений скрыта в «потустороннем» мире, недоступном научному опытному знанию. Проникнуть в этот запредельный, идеальный мир посредством «сверхчувственной интуиции» — такова, по мнению символистов, основная цель искусства. По утверждению символистов, поэтический символ является своего рода посредником между земной действительностью и «иными мирами», между поэтом и божеством. В поэтической практике символизма использовался язык, полный символов мистического содержания.
Модерн (франц. moderne — новейший, современный, от лат. modo — только что, недавно), стилистика которого буквально переполнена мистикой и символикой, был весьма многолик и интернационален. Это, пожалуй, единственный в истории искусства художественный стиль, не имевший единого названия. Впитав элементы разных культур — Крита и Японии, — опираясь на готику и Ренессанс, соединяясь с утонченным колоритом французского импрессионизма и развивая изысканность линий предшествующих эпох, модерн, как короткая декоративная волна, быстро распространился по всей Европе, перешагнул на другие континенты, достигнув даже берегов Страны восходящего солнца, всякий раз приобретая национальную окраску и специфические особенности. На званный вначале «флореаль», этот стиль во Франции и Бельгии получил название «ар нуво» (Art Nouveau), «югендштиль» (Jugendstil) — в Германии, «сециссион» (Sezission) — в Австрии, «либерти» (Liberti) — в Италии. Собственно название «стиль модерн» (Modern) было принято в Великобритании.
Модерн не случайно коснулся, прежде всего, архитектуры и прикладного искусства, то есть тех видов искусств, которые несут функциональную нагрузку.
Для архитектуры и декоративно-прикладного искусства модерна были характерны деформация привычных очертаний (изогнутые карнизы, криволинейные формы оконных проемов, подчеркнутая асимметрия и т. д.), введение причудливых орнаментов из ломаных, разорванных и кривых линий.
Дом строится теперь не для фасада, но фасад сам следует расположению помещений внутри здания. Крыша выдвигается сильно вперед, чтобы отметить верхнее ограничение или стать просто покрытием; стена обрабатывается просто как стена. Окна, зависящие от расположения внутренних помещений, что само по себе не создает тектонического расчленения фасада, стараются связать между собой при помощи орнамента. (приложение А)
Орнамент — важное новообразование стиля; он имеет текучую, вялую линию, отличающуюся от энергичных линий барокко и законченных линий рококо. Архитектурные формы и орнаментальные мотивы модерн заимствует у живой природы. В орнаменте преобладают упрощенные стилизацией живые формы или спокойные линии овала, прямоугольника и другие геометрические фигуры. Но орнамент всегда остается линейным и стоит в прочной связи со стенной плоскостью (приложение Б).
Орнаментальное начало модерна, позаимствованное им у живой природы, воспроизведено в органичных пластических ансамблях, плавных изгибах керамических и стеклянных сосудов, переплетениях кованых решеток, изысканных графических листках и т. д. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным.
В орнаменте модерна мотивы природы пропущены через рафинированный экзотический вкус, отсюда изысканные формы аиста, бабочек, цветка лилии, ириса, водоросли, русалки, а также ощущение какой-то неуверенности, проявляющейся в вялых, как бы плывущих очертаниях, обтекаемых формах асимметрии.
В своих постройках архитекторы стремятся добиться гармонии настроения. Оно выражено гораздо сильнее во внутренних помещениях, нежели снаружи. В интерьерах, где преобладают уютные, небольшие комнаты, иногда неправильной формы, это благоговейное настроение, которое порой не подчиняется сменяющемуся настроению своих обитателей, создается символическими картинами, специальной меблировкой, стенами, потолком и даже соседними комнатами. Линейные подвижные растительные узоры, рассыпанные по стенам, полу и потолку, объединяют архитектурные плоскости, активизируя пространство (приложение В).
Мебель этого времени, в особенности французская, задумана вполне линейно, ее форма определяется силуэтом. Текучими, даже витыми линиями подымаются кверху ножки стола, встречаясь с такими же, как они, тонко изогнутыми контурами обеих досок. Линии нигде не сталкиваются резко, но все формы сливаются и расходятся мягко и плавно.
Модерн с его внутренними противоречиями между функциональностью и чистой декоративностью, между натуралистическими и геометрическими элементами проявился также в скульптуре, живописи, графике, особенно книжной, в производстве фарфора, стекла, декоративных тканей, костюме, в ювелирном деле, то есть во всем том, что постоянно окружает человека.
Мягкость формы присуща и вазам в стиле модерн: они подымаются тонко изогнутой линией, идущей от основания до шейки сосуда, и в своих украшениях, красках и форме полны тонкости японской керамики, которая часто служит даже прямым образцом. Эти вазы, служащие декоративным украшением, начинаясь широким основанием, заканчиваются таким узким горлышком, что их невозможно прочистить.