Смекни!
smekni.com

Проектирование коллекции одежды для современного учителя (стр. 2 из 5)

1.2 Анализ состояния проблемы в литературе

Рассмотрение содержания работ, относящихся к психологии познания людьми друг друга, позволяет четко увидеть основные тенденции, и даже первые истоки появления имиджа человека и имиджелогии как отдельной науки.

Первая из этих тенденций заключается в том, что постепенно все более расширяются знания о феноменологии, закономерностях и механизмах, которые, выражая смысл психологии познания людьми друг друга, оказываются объектом внимания исследователей. На первом этапе целенаправленной работы в этой области психологами были изучены преимущественно особенности восприятия человека человеком и формирование понятия о личности этого человека у тех людей, которые с ним взаимодействуют. Так были прослежены в сравнении особенности восприятия людьми человеческого лица и просто предмета (А.М. Зимичев, В.Н. Панферов), раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении дошкольного возраста (Р.А. Максимова, В.Н. Панферов, И.А. Шихина), у младших школьников и подростков (Г.Ф. Гусева, В.Н. Куницына, М.П. Тихонова, Г.Г. Финникова), в старшем школьном возрасте (С.В. Кондратьева, А.А. Русалинова), в более зрелом возрасте (А.А. Бодалев, В.Н. Панферов и др.).

В это же время появились и другие работы, раскрывающие влияние приобретенной человеком профессии на восприятие им других людей и на формирующиеся понятия об их личности (А.С. Егоров, А.М. Зимичев, В.М. Раздобудько и др.).

Кроме того, была предпринята попытка исследования психологических условий, раскрывающих особенности создания у человека эталонов и стереотипов, как возрастных, так и профессиональных, которые воздействуют на восприятие им внешнего облика других людей и социально-психологическую интерпретацию этого облика (А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.Н. Лозовцева, В.М. Сенченко и др.).

Как видим, имидж, обладает сходными со стереотипом свойствами: ярко выраженной эмоциональной оценкой, устойчивостью у представителей различных социальных групп, схематичностью. С установкой имидж роднит то, что сформированный имидж влияет на готовность к совершению определенных действий по отношению к оцениваемому объекту.

Однако, как нам представляется, имидж обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о нем как об обособленном механизме социальной перцепции.

Тема имиджа учителя активно обсуждается сегодня в научной литературе, даются различные определения этому понятию, но все сходятся на том, что позитивно сформированный имидж является одним из основных факторов успешной педагогической деятельности.

Вспомним поговорку: "Встречают по одёжке, а провожают по уму". Для многих людей информация, полученная от зрительного образа, является единственным "банком данных" о человеке, и на этом основании они выстраивают свои отношения. И, чем точнее создан образ педагога, тем легче людям общаться с ним, и тем меньше сил потребуется, чтобы найти общий язык со своими учениками.

Поэтому можно сделать вывод, что эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.

Первым шагом на пути к успеху, думаем, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность - первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Однако просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо, чтобы сам учитель чувствовал себя комфортно, и чтобы его уверенность передалась аудитории. Если педагог знает, что хорошо одет, удачно причесан, находится в сносной физической форме, то он будет уверенным в себе. Если же педагог почувствует, что у него что-то не так, что-то не соответствует его собственным стандартам, то он невольно начнет сосредотачиваться именно на этой детали, что будет постоянно отвлекать его внимание. Если же внешность педагога привлекательна, то он может склонить аудиторию на свою сторону еще до того, как произнесет первое слово.

Поэтому при выборе одежды, необходимо помнить о сочетании цвета и рисунка, о броских деталях, отвлекающих внимание. Подбирая минимальный гардероб, следует учитывать комбинации цветов, чтобы можно было варьировать различные детали одежды. Лучше всего выбирать натуральные ткани или ткани с добавлением синтетики. Костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит.

Для педагогов, чья деятельность реализуется главным образом в общении с людьми, проблема имиджа имеет особо важное значение. Но в учительской сфере далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. А ведь имидж - своеобразный инструмент, помогающий выстраивать отношения с окружающими, тем более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешних данных собеседника. Если внешность педагога привлекательна, ему легче склонить на свою сторону собеседника или аудиторию. Точно также можно оттолкнуть от себя людей неприглядным внешним видом.

Для учащихся начальной школы немаловажную роль играет внешний вид учителя: легкая улыбка, веселее добрые глаза.

Учащимся младших классов было предложено анкетирование "Описание внешнего облика идеального учителя". В результате анкетирования установлено:

· 76,7 % опрошенных учащихся предпочитают, чтобы у учителя было улыбающееся выражение лица, 12,5 % хотели бы видеть требовательного лицо, 3,6 % учащихся отдали предпочтение доброму выражению лица учителя, столько же учащихся – строгому и серьёзному.

· для 56,7 % опрошенных учащихся телосложение учителя не имеет значения, 40,3 % младших школьников положительно оценивают стройных учителей.

· Большинство опрошенных учащихся (59,6 %) полагают, что у идеального учителя должна быть аккуратная прическа, 19,3 % учащихся начальной школы нравиться, когда у учителя длинные волосы, 3,5 % - стрижка, для 12,3 % учащихся прическа учителя не имеет значения.

· Большинство учащихся (32,0 %) предпочитают, чтобы учитель носил юбочный костюм, 21,1 % учащихся хотели бы видеть идеального учителя в брючном костюме, 8,7 % учащихся не уточнили, какой должен быть костюм, 12,2 % учащихся отдали предпочтение учителю в джинсах, а 5,1 % учащихся хотели бы видеть учителя в форме.

· Предпочтение цветов одежды были самые разные: от спокойных тонов до ярких. Назову лишь наиболее интересные ответы учащихся:

- одежда должна быть не яркой и не траурной,

- прозрачной,

- черного и белого цвета (серого),

- в клеточку,

- в полосочку.

Таким образом, желаемый образ учителя начальных классов: улыбающаяся, стройная, с аккуратной прической, в юбочном костюме, предпочтительнее темных тонов.

1.3 Разработка и обоснование требований к проектируемым изделиям

Проанализируем стиль одежды учителя и определим предполагаемый образ манекенщицы.

Работа в школе с одной стороны накладывает некоторые ограничения в выборе одежды, а с другой стороны, заставляет служить примером своим внешним видом.

В общении с классом учителю надлежит демонстрировать такие качества как основательность, надежность, дисциплинированность, аккуратность. Об этих качествах свидетельствует умение соблюдать внешние ритуалы, устоявшиеся десятилетиями и почти безоговорочно принятые в педагогических кругах. Именно поэтому стиль одежды педагога весьма консервативен и не подвержен вызывающим новациям.


1.3.1 Силуэт одежды

Главная характеристика строгого стиля - особый силуэт костюма. Исследования психологов показали, что в восприятии большинства людей респектабельный костюм, свидетельствующий о солидном статусе владельца, имеет силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами (это справедливо как для женщин, так и для мужчин). С таким стилем несовместимы, например, свитер (особенно пушистый), мягкие брюки или джинсы, пышные платья с оборками и кружевами. В обыденном сознании подобные элементы, округляющие силуэт, свидетельствуют либо о низком социальном статусе владельца, либо о его принадлежности к "свободной" профессии.

Таким образом, поддержанию необходимой дистанции в классе лучше способствует высокостатусный "прямоугольный" силуэт. Все элементы одежды должны свидетельствовать об умеренности и уравновешенности.

1.3.2 Цвета одежды

Меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.

В школе учитель должен очень осторожно использовать красный цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех положительных характеристиках красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой. Подсознательно человек в красном представляет некую опасность для окружающих, не располагает к доверительным, партнерским отношениям. Это, однако, не означает, что его надо исключить из учительского гардероба. Наоборот, его нужно носить, но тогда, когда ситуация требует мобилизации и "закладки непререкаемого авторитета", к примеру, первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или важное выступление на учительском совещании, когда нужно произвести впечатление человека авторитетного и компетентного.