Смекни!
smekni.com

Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин (стр. 12 из 14)

Проблема наглядного представления специально отобранного материала рождает особый язык – язык методической деятельности. Еще не так давно считалось, что слово педагога является универсальным средством обучения. Однако в процессе обучения словесное описание, какого либо процесса обнаруживает свою невыразительность и громоздкость. Слово не обладает наглядностью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охватить все элементы и подробно рассказать процесс материала невыразительность и громоздкость. Слово не обладает наглядностью, поэтому педагог не может в объяснении одновременно охватить все элементы и подробно рассказать процесс материала. В силу этих и других причин в обучении применяют различные наглядные формы представления идей и редуцирование учебной информации.

В последнее время деятельность педагога по формированию новых знаний и умений не мыслима без средств организации познавательной деятельности учащихся – опорных сигналов. Это средство позволило повысить производительность учебной деятельности, развить творческие способности учащихся, увеличить объемы учебной информации, повысить культуру педагогического труда. Образовательный и социальный эффект, полученный в результате применения этого средства обучения, показывает, что оно по праву вошло в классификацию средств обучения. По способу реализации образовательных задач это средство обучения относится к предметно-знаковым системам обучения.

Опорный конспект — это составленное по определенным принципам, предметно-знаковое средство, передающее в наглядной лаконичной форме основные содержательные вехи учебного материала одной или нескольких тем, в логике познавательной деятельности учащихся.[25]

Опорный конспект содержит только основное содержание изучаемого материала и подает его в целостной форме, в виде опор, опорных сигналов с использованием рисунков, ключевых слов, букв-символов, схем.

Опора — ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности учащегося.

Опорный сигнал — ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок), заменяющий некое смысловое значение.

Следовательно, опорный конспект является системой опорных сигналов, представляющей собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.

При составлении опорных конспектов учебная информация кодируется в виде смысловых, наглядных, словесных опор, способствующих формированию понятий и быстрому их запоминанию. С этой целью в опорный конспект для представления информации вводятся различные схемы (блок- схемы, принципиальные схемы и т.д.), диаграммы (временные, векторные, потенциальные), графики, мнемонические приемы (аббревиатура, логические цепочки, символы, жизненные ассоциации). При составлении опорных конспектов происходит сжатие информации, поэтому одна страница опорного конспекта иногда передает содержание нескольких страниц учебника. Установить неизменную пропорцию этого сжатия информации, конечно, нельзя даже в рамках одной и той же дисциплины, так как она меняется от темы к теме. К тому же материал некоторых предметов вообще трудно поддается сжатию.

При разработке и применении опорных конспектов необходимо учитывать следующие психологические аспекты:

1. Материал в опорном конспекте разбивается на блоки, легко воспринимается и запоминается. Компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально.

2. Создается основа осуществления логических операций, способствующая сохранению основных знаний в долговременной памяти.

3. Способ подачи информации повышает внимание учащихся, удачно подобранные, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции, способствуют прочному запоминанию и в некоторой степени снятию утомления.

Этапы разработки опорного конспекта:

Разработка опорного конспекта предусматривает следующие этапы:

1. Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная информация и т.д.

2. Структурно-логический анализ и построение структурно логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить структуру учебного материала и последовательность изложения).

З. Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного. В результате из главных мыслей и выводов выбираются только ключевые слова, символы, рисунки, схемы, помогающие воспроизвести весь материал.

4. Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.

5. Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий. На данном этапе преподаватель на листе бумаги располагает весь подобранный им материал, выраженный в графической и символической форме, в соответствии с логикой учебной деятельности.

6. Кодирование значимости учебной информации в цвете. При разработке опорных конспектов не существует жестких условий при выборе цвета. Однако необходимо использовать не более 3 - 4 цветов в одном опорном конспекте (графическая часть, лист 5, прил. Р)[31, 34].

5.2 Пояснение к опорному конспекту

Наклонные линии в одежде.

Самых удивительных превращений можно добиться с помощью диагональных линий. Их функция заключается в том, чтобы отвлекать внимание от проблемных участков фигуры.

В наклонных прямых гораздо больше движения, чем в вертикальных или горизонтальных. В одежде для полных существует определенная заинтересованность в использовании наиболее подвижных линий кроя, по которым взгляд скользит, а не останавливается на громоздких, объемных частях. Кроме того, наклонное или диагональное решение линий кроя, форм и расположения деталей, рисунка тканей является характерной чертой современного модного направления. Все это создает необходимую динамику, подвижность, что соответствует идее модного образного решения костюма.

Однако положение наклонных линий в костюме может быть различным, особенно, если их рассматривать по отношению к горизонтальным и вертикальным прямым в общем решении костюма. В связи с этим различно и наше зрительное восприятие объема.

Горизонтальные линии в одежде.

Горизонтальные членения в одежде, правильно указанные в пропорциях, могут зрительно удлинить фигуру, сделать ее стройнее. Своеобразными горизонтальными делениями, требующими особого решения костюма в зависимости от данного типа полной фигуры, являются: плечевой пояс, линия талии, линия бедер и низ изделия.

Постепенные плавные переходы горизонтальных делений в одежде содействуют впечатлению большей высоты. При запутанном и сложном соотношении промежутков, когда глазу нельзя двигаться с достаточной легкостью, высота как бы уменьшается.

Горизонталь, расположенная на месте наибольшего объема, зрительно еще больше его увеличивает. Так, в одежде для полных фигур верхнего типа следует очень осторожно пользоваться горизонтальными делениями кроя в верхней части фигуры, а для фигур нижнего типа – в нижней части.

Линии внешние и внутренние.

В любых моделях одежды присутствуют внешние и внутренние линии, которые способны либо скрыть недостатки фигуры, либо наоборот подчеркнуть. Рассмотрим оптическую иллюзию: линия А и В одинаковы, Х и У — также. Тем не менее фигура с линиями А и Х выглядит выше и стройнее, чем фигура с линиями В и У. Этот эффект можно объяснить уже известным нам схождением и расхождением диагональных линий.

А теперь представим эти линии в юбках — классической прямой или

сужающейся книзу и трапециевидного силуэта: в прямой юбке женщина формами будет казаться более стройной. Трапециевидная же юбка, напротив, сделает фигуру более грузной, тяжелой. Именно поэтому такие юбки противопоказаны женщинам с очень широкими бедрами. Пытаясь скрыть полноту бедер расширяющейся книзу юбкой, мы только подчеркнем ее.Опорный конспект позволяет учащемуся:

- глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить;

- грамотно и точно воспроизводить изученное;

- приводить в систему полученные знания;

Преподавателю:

- наглядно представить весь изучаемый материал учащимся;

- сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале; - перевести усвоенные знания в долговременную память;

- экономить время при опросе.

Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств. Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа, и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

Модели опорного конспекта пройденного учебного материала используется для лучшего его осмысления и запоминания. Эти модели могут использоваться как опора для изложения соответствующего учебного материала (опорный конспект).