Юбка прямая с разрезом по среднему шву заднего полотнища. Застежка в боковом шве на молнии. На передней и задней половинке по две вытачки. Длина юбки доходит до середины колена.
В данном комплекте цветовое решение выбрано верно. Комплект симметричен и статичен. В комплекте преобладают вертикальные членения. В местах рельефа и борта. Вертикальные членения несут конструктивную нагрузку. Неудачно выбрана пропорция в костюме. Минусом в данной модели является длина жакета и длина юбки. Линия длины жакета проходит выше линии бедер, тем самым подчеркивая преобладание объема в области бедер. Длина юбки, доходящая до середины колена, делает фигуру зрительно шире. Комплект не достиг завершенности композиции. В данном комплекте отсутствует гармонизация основных элементов.
Модель 3. Платье полуприлегающего силуэта выполнено из облегченной джинсовой ткани.
Прилегание по талии и бедрам достигается за счет вертикальных рельефов на спинке и на полочке. На полочке предусмотрена кокетка. В верхней части полочки в месте рельефа проходит декоративная шнуровка. Воротник отложной с прямоугольными краями. Пройма невысокая. Рукава втачные среднего объема. Длина рукава проходит выше уровня локтя на 4 см. Застежка центральная сквозная. Длина изделия доходит до середины икры. Модель симметрична и статична. В модели преобладают вертикальные членения в местах рельефа и борта. Вертикальные членения несут конструктивную и декоративную нагрузку. С помощью этого модель зрительно вытягивается. Применяемый в изделии материал, цветовое решение, форма, базовая конструкция, стилевое решение – выбраны верно.
Целостность и завершенность композиции, выразительность образа и стиля достигается за счет гармонизации основных элементов при создании единого ансамбля.
Модель 4. Комплект, состоящий из жакета и брюк. Выполненный из облегченной джинсовой ткани.
Жакет полуприлегающего силуэта. В жакете прилегание по талии достигается с помощью рельефов на спинке и на полочке. Воротник отложной с прямоугольными краями. Пройма невысокая, в готовом виде занимает вертикальное положение. Рукава втачные, среднего объема, расширенные к низу. Застежка центральная. Длина жакета ниже линии бедер на 4 см. На полочке по линии талии и по низу рукавов проходит декоративная шнуровка. Рисунок на ткани темного цвета в местах рельефов на полочке является композиционным центром.
Брюки прямые с притачным поясом, застежка в боковом шве на молнии. На передней и задней половинке брюк по две вытачки.
В данном комплекте цветовое решение и форма выбраны верно. Комплект симметричен. В комплекте преобладают вертикальные членения в местах рельефа и борта, а также присутствуют и горизонтальные членения. Вертикальные членения несут конструктивную нагрузку, а горизонтальные членения – декоративную нагрузку.Неудачно выбрана пропорция в костюме. Комплект не достиг целостности и завершенности композиции.
Кратко были рассмотрены модели различного ассортимента, которые предлагают отечественные и зарубежные производители. Рассмотренные модели имеют ряд композиционных и конструктивных недостатков. Комплекты не рассчитаны на нетиповую фигуру(прил. Б).
1.2 Характеристика размерной типологии
Процесс создания моделей на полные женские фигуры так же, как и процесс конструирования, требует прежде всего определения основных типов фигур, принцип моделирования одежды для которых должен быть различным. Принятое в конструировании деление на девять основных типов телосложений важно не только с позиций обеспечения правильности посадки, но и подхода к выбору той или иной силуэтной формы, расположения композиционного акцента, пропорциональных делений, характера и конфигурация композиционных элементов.
1 – тип. Пропорциональная фигура.
Это тип пропорционально сложенной женщины с нормальной фигурой. У таких женщин нет обильных жироотложений, сильно развитых мышц. Линия талии пропорциально разделяет фигуру и является горизонтальной. Нормальная осанка и не большая, пропорциональная грудь. С такой пропорционально сложенной фигурой меньше всего проблем с одеждой.
2 – тип. Фигура с жироотложением на бедрах. Данный тип фигур характеризуется большим жироотложением на бедрах, более покатыми, чем у предыдущего типа плечами, выраженной горизонтальной линией талии.
Линия талии может быть высокой (при длинном туловище) обычной и низкой (по пропорциям к туловищу). Данный тип фигур является наиболее женственным.
3 – тип. Фигура с жироотложением на животе, бедрах. Данный тип фигур характеризуется обильным жироотложением в области живота, верхней части бедер. Линия тали выражена, однако живот достаточно большой. Плечи маленькие, покатые. Длинная верхняя часть ноги до колена и укороченная голень. Ярко выражены изгибы позвоночного столба шея короткая. Из-за жироотложений на животе линия талии не горизонтальна и может быть асимметричной по уровням с правой и левой сторон.
4 – тип. Мужеподобная женщина. Данный тип характеризуется отсутствием выраженной линии талии, что придает всей фигуре мужеобразный тип. Плечи у такого типа больше бедер, бедра узкие, торс немного укорочен, ноги без ярко выраженных изгибов равномерной толщины внизу и вверху.
Линия талии может быть дугообразной, негоризонтальной (приподнятой или, наоборот, опущенной спереди). Ягодицы не выступают, живот небольшой. Жироотложение умеренное. Данный тип создает впечатление сильно развитой мускулатуры, но на самом деле ее может и не быть. Эта ассоциация возникает потому, что такая фигура содержит определенную мужеподобность. По бокам, на бедрах возможна некоторая асимметричность жировых отложений.
5 – тип. Худая сутулая женщина. Фигура данного типа характеризуется небольшими объемами, с жироотложениями на отдельных частях туловища (на бедрах), сутулой спиной. Из-за неправильного положения позвоночного столба у таких фигур, как правило, разноуровневая, выраженная, тонкая талия, короткая голень. Плечи спрямленные, умеренной ширины.
6 – тип. Плечистая, мужеподобная женщина. Данный тип отличается от предыдущего хорошо развитым плечевым поясом, более тонкими ногами, большими жироотложениями на талии, сглаженным позвоночником без ярко выраженных изгибов вверху и внизу. У данного типа фигур короткая, толстая шея. Уровень талии — горизонтальный.
7 – тип. Фигура с крутыми бедрами. У данного типа выпрямленные, широкие плечи, тонкая, выраженная талия, узкая диафрагма, большие, округлые бедра с резким изгибом от талии к бедрам, тонкими ногами (иногда худыми, П - образными с зазором посередине).
Уровень талии горизонтальный. Позвоночный столб прямой без больших изгибов, лопатки хорошо различимы. Руки тонкие.
8 – тип. Массивная женщина. Характеризуются большими жироотложениями на руках и ногах, округлой линией плеч, жировыми складками на спине, большими жироотложениями в области живота, ягодиц, бедер.
При относительно тонкой талии бедре смотрятся очень массивными даже при небольших охватных размерах.
Талия у данного типа женщин из-за больших жироотложений внизу живота негоризонтальная, спереди ее уровень выше, чем сзади.
9 – тип. Худая плечистая женщина. У данного типа хорошо развит плечевой пояс, отсутствуют жироотложения, узкие талия и бедра, худые ноги. Живот слегка впалый, маленькая грудь, линия талии проходит горизонтально [28].
С позиций моделирования в целом эти девять типов можно обобщить в три основные группы.
Для первой группы характерно преобладание объемов в верхней части фигуры (1-й тип полной фигуры).
Вторая группа — равномерно полная фигура (2-й тип полной фигуры, одежда для которой близка по своему решению к 1 группе).
Рассмотренная выше типология позволяет определить принадлежность фигуры заказчицы к определенному типу.
Заказчица относится к 3 – му типу полной фигуры – с преобладанием объемов в области бедер. По классификации из девяти типов телосложения мы можем отнести фигуру заказчицы к 7-му типу (графическое приложение, лист 1, прил. В). Фигура с крутыми бедрами. Характеризуется небольшими жироотложениями на руках и плечевом поясе. Большие жироотложения в области ног и бедер. Выраженная талия, большие округлые бедра с резким изгибом от талии к бедрам. Данная фигура имеет нижний тип телосложения (прил. Г).
1.3 Зрительные иллюзии в одежде
Иллюзиями зрительного восприятия называют возникающее впечатление искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия. То есть оптический эффект заставляет нас обманываться: то, что мы видим, не соответствует реальности. Оптические иллюзии изучали и использовали ещё в древности. Их применением в создании одежды активно занимались в начале ХХ в.
Иллюзию, или «зрительный обман», использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной линии талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т.п. Это был один из путей иллюзорного изменения пропорций фигуры человека. Являясь предметом личного пользования, одежда должна отвечать не только утилитарно-практическим требованиям, но и эстетическим. Одежда как объект дизайна должна составлять единое гармоничное целое с фигурой и обликом человека, подчеркивать его природную красоту и скрывать недостатки фигуры.
Достоверно известно, что при помощи определенных средств можно добиться нужного эффекта в зрительном восприятии и оценке той или иной формы, которые не совпадают с другими видами ее восприятия, получаемыми путем обмера, взвешивания и т. п.
Эти заключения, не совпадающие с другими видами восприятия данной формы, с общей совокупностью наших знаний о ней, принято называть иллюзиями зрительного восприятия — оптическими иллюзиями. Знание и умелое использование зрительных иллюзий в одежде открывает огромные возможности совершенствования моделей одежды и правильного их выбора для конкретного потребителя. Поэтому необходимо не только знать, но и свободно владеть средствами, при помощи которых можно придать одежде тот или иной вид.