Смекни!
smekni.com

Исследование возможностей применения различных видов зрительных иллюзий в проектировании одежды для полных женщин (стр. 3 из 14)

Основными элементами, которые подвергаются анализу и корректировкев целях создания определенного зрительного эффекта, являются: силуэтнаяформа, характер членения одежды на составные части, отделка, рисунок,фактура и цвет материала.

Форма костюма воспринимается по его геометрическому силуэту или выделяемым наиболее понятным простым геометрическим элементам. Любой сложный силуэт может быть представлен как совокупность геометрических форм, число которых ограничено: это сочетание прямоугольников, треугольников, трапеций, овалов.

Силуэтные формы, построенные на основе прямоугольников, кажутся более статичными, на основе неравносторонних треугольников (асимметричные) — динамичными, легкими. Тональные отношения элементов, цвет и характер фактуры влияют на такую эмоциональную оценку формы, как масса.

Оптические иллюзии могут быть обусловлены различными причинами, но подавляющее большинство их возникает из-за несовершенства глаза. Например, недостаточной его аккомодации. Другой причиной является психологический фактор, когда мозг неуверенно объясняет явления внешнего мира. Третья причина — особенности мускульных усилий глаз, прикоторых возникает значительное увеличение мышечного усилия при повороте глаз в вертикальной плоскости сравнительно с поворотом глаз на аналогичную величину в горизонтальной плоскости.

В зависимости от перечисленных выше причин различают следующие виды оптических иллюзий: иллюзия восприятия формы, иллюзия восприятия линий и иллюзия цвета[28]. Рассмотрим основные виды зрительных иллюзий.

Иллюзии восприятия формы.

Эти иллюзии касаются двух измерений тела: его ширины и высоты. Встречаются следующие иллюзии этого вида: переоценка вертикалей, иллюзия заполненного пространства, иллюзия углов, контраст и подравнивание, иллюзия восприятия объемной формы.

Переоценка вертикалей. Вследствие того, что глаз затрачивает больше мышечных усилий на поворот в вертикальной плоскости, чем в горизонтальной, вертикальные линии всегда кажутся длиннее горизонтальных. Если два равных квадрата расчленить вертикальными и горизонтальными линиями, то в первом случае квадрат будет казаться более вытянутым, во втором — более широким. Однако эти иллюзии имеют определенные границы проявления. Так, если те же квадраты расчленить линиями с меньшими промежутками между ними, то возникает обратная иллюзия. Аналогичные явления проявляются в костюме. Иллюзию переоценки вертикалей используют для того, чтобы зрительно увеличить рост и уменьшить фигуры.

Замечено, что одежда из ткани с четким контрастным рисунком полос и клеток способствует оптическому видоизменению фигуры. Существует представление, что горизонтальные полосы всегда расширяют фигуру, а вертикальные делают ее более стройной. На самом деле все зависит от места расположения полос или деталей из тканей в полоску и клетку, а также от их частоты.

Если полосы на ткани достаточно частые, фигура с поперечными полосами кажется выше и уже, чем фигура в платье с продольными полосами.

Редкие продольные членения и рельефы уменьшают ширину и увеличивают кажущуюся высоту. Редкие горизонтальные полосы, расположенные на различных участках костюма, зрительно расширяют соответствующие участки фигуры. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить отдельные части или всю фигуру.

При малых расстояниях иллюзия переоценки вертикалей может дать кажущуюся разницу величин до 1/5 их абсолютного размера[18].

Иллюзии заполненного пространства.

Промежуток, заполненный деталями или разделенный на части, кажется больше при известной величине делений этих деталей, чем пустой и неразделенный. Эффект иллюзий возрастает с увеличением числа делений. При этом большую роль играет не только количество делений, но и ширина полос, соотношение светлых и темных промежутков, их пропорциональность. Деления могут быть равномерными и неравномерными. В первом случае постепенные плавные переходы создают впечатление высоты, во втором — фигура выглядит короче. Гармоническим сочетанием отрезков мы называем такое, которое воспринимается с минимальной затратой со стороны зрительного аппарата.

Необходимо учитывать также соотношение светлот на границах фигуры. Так одно и то же расстояние в зависимости от ширины ограничивающих полос кажется то больше, то меньше. Расстояния между тонкими линиями кажутся меньше, чем между широкими, а прямоугольник, ограниченный темными полосами, кажется выше прямоугольника, ограниченного светлыми полосами. Так же в костюме за счет чередования темных и светлых полос по краям и в центре фигуры: фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру, и ниже, если эти контуры не выявлять. Причины этого в том, что темные полосы находятся на крайних границах фигуры и, подчеркивая наиболее удаленные друг от друга вертикали, придают фигуре большую высоту.

Содействует впечатлению большей высоты и плавное постепенное чередование полос. При сложном чередовании полос (промежутков) высота фигуры зрительно уменьшается, так как глаз не может двигаться с достаточной легкостью. Величины и характер чередования полос помогают скрыть неправильные пропорции телосложения.

Из рассмотренного выше следует что, необходимо избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой нежелательно увеличивать.

Переоценка острого угла. Обычные небольшие расстояния, заключенные между сторонами острых углов, переоцениваются и кажутся большими, чем они есть на самом деле. Большие же расстояния между сторонами тупых углов недооцениваются.

Следствием иллюзий острого угла является увеличение предметов, расположенных между сторонами этого угла. Тупые углы на концах прямой удлиняют линию, острые — укорачивают. Это своего рода иллюзия подравнивания: если расстояния кажутся больше, то и предметы, находящиеся между сторонами угла тоже как бы увеличиваются. Иллюзия тем ярче, чем ближе расположен предмет к вершине угла[19].

Контраст и подравнивание.

Наше восприятие предмета зависит от того, воспринимаем ли мы одновременно другие схожие с ним или, наоборот, сильно отличающиеся от него предметы. От соседства с резко отличающимися от него предметами сам предмет кажется еще своеобразнее, противоположность между ними возрастает. Так круг среди маленьких кругов кажется больше, чем среди больших. При широком клеше юбки талия кажется тоньше; бедра выступают еще сильнее, если талия сильно стянута. Поэтому, если мы желаем сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных сочетаний в форме.

Если рядом находятся объекты, не резко отличающиеся по величине, то различия становятся незаметнее, и объекты уподобляются друг другу. Это явление носит название подравнивания, или ассимиляции.

В одежде контраст и подравнивание используются весьма разнообразно, и действие их достаточно известно. Голова будет казаться меньше в большом головном уборе и больше в узком и маленьком. То же справедливо относительно шеи и воротника, руки и рукава и т. д. Если вырез воротника широк, то тонкая шея кажется еще тоньше, худая рука в просторном рукаве выглядит слишком худой, при стянутой талии широкие бедра кажутся еще шире.

Во всех случаях, когда желательно сделать менее заметной какую-нибудь особенность фигуры, не следует употреблять резко контрастных, противоположных сочетаний форм костюма. Наряду с этим контраст может наоборот удачно подчеркнуть выгодные особенности внешности.

Иногда бывает трудно определить, в каких случаях будет проявляться контраст, а в каких ассимиляция. Общее правило можно сформулировать таким образом: значительные разницы выглядят еще более заметными по контрасту, незначительные подравниваются и сглаживаются.

Иллюзия восприятия объемной формы. Специальные исследования объемных иллюзий подтверждают факт переоценки куба по сравнению с шаром. Угловатые очертания неблагоприятны при больших размерах одежды, так как при одном и том же объеме выпуклая фигура кажется уже, чем равновеликая плоская. Четкие геометрические силуэты создают иллюзию уплощения и придают полной фигуре излишнюю ширину[20].

Иллюзия полосатой ткани.

Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани с целью придать стройность полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, от их ритмичности. При сложном расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры. Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине[28].

Иллюзии восприятия линий на поверхности формы одежды.

Декоративные и формообразующие линии могут создавать иллюзорное представление о форме, не соответствующее ее реальным размерам и конфигурации. Эти иллюзии можно использовать, если необходимо зрительно изменить всю или отдельные ее части фигуру.

Для женщин нижнего типа телосложения юбка должна быть прямой, а лиф свободной формы. Эффект зрительного уменьшения бедер усиливается, если на лифе применить определенное чередование полос.

Для зрительного уменьшения размеров фигуры используют иллюзии заполненного пространства, осуществляемые чередованием темных и светлых полос по краям и в центре фигуры. Фигура будет казаться выше, если ее четко ограничить по контуру и ниже, если эти контуры не выявлять. Величина и характер чередования темных и светлых полос помогут скрыть неправильные пропорции фигуры (низкая или высокая талия, короткие ноги).