С начала XIII в. стеклодувная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. Торговцы завезли из Константинополя образцы восточного стекла, завладев тайнами ремесла, и уже вскоре венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе.
Власти города тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникли на пределы Венеции. Были изданы декреты, согласно которым запрещался вывоз из страны «сырых» материалов стеклоделия (материалов для приготовления стеклянной массы).
Мастерам и их семьям грозила тюрьма, и даже смерть за попытки покинуть Венецию. В отношении стекольщиков проводилась политика кнута и пряника. Им щедро раздавались награды, приписывали к привилегированным слоям общества. Мастер-стеклодел имел право выдать свою дочь замуж за самого богатого и родовитого венецианского вельможу, и такой брак считался равным. Но такие милости радовали далеко не каждого. Мастера убегали и основывали свои цеха.
Много стекольных мастерских появилось в городах Северной Италии — Падуе, Ферраре, Равенне, затем в Германии (Нюрнберге, Касселе, Кельне), во Франции (Невере). Это заставило правительство Венецианской республики еще более ужесточить политику в отношении стеклодувов. Преследования ужесточались после очередного технологического открытия, обеспечивающего венецианскому стеклу превосходство над продукцией конкурентов.
В 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города из-за высокой пожарной опасности. Так все стеклянные заводы «прописались» на маленьком острове Мурано, который лежал в двух километрах к северо-востоку от Венеции, в синей лагуне Адриатического моря.
Остров Мурано входил в состав Венецианской республики, но теперь стал как бы государством в государстве, особой республикой стеклодувов. Эта «стекольная республика» имела свой собственный свод законов, чеканила свою монету, управлялась своим Верховным советом и даже имела своего посла в Венеции. Производству стекла руководством Венеции был придан статус государственной монополии, а ремесленникам были дарованы права полноценных граждан Венеции, каковыми прочие островитяне не являлись.
В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили его в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современников поражало, что из стекла — малоценного, в сущности, материала — муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства.
Еще через сто лет слава венецианского стекла стала поистине мировой. Его приобретали повсюду как предмет роскоши — в буквальном смысле слова. Сосуды поражали своей невесомостью, а стеклянная масса — феноменальной чистотой и прозрачностью.
Муранские стеклоделы смогли пережить немало исторических перипетий и экономических кризисов. Они сберегли большую часть старинных технологий, избежали и автоматизации производства в ходе промышленной революции. При этом современные стеклодувы широко используют и предметный дизайн, и авангардные формы.
Как и около всякого искусства, так и вокруг муранского стекла существует море ширпотреба, а часто вовсе не вполне умелой имитации или копирования. Понятие «murano glass» часто бывает искажено, и знакомство с ним происходит на уровне, далеком от искусства.
Наводнившие рынок дверные ручки, карнизы, плафоны «из муранского стекла» — не более чем ловкий коммерческий ход. Большинство этих вещей делается отнюдь не на Мурано. Но и «стекло, сделанное на Мурано» — это еще не муранское стекло, которое на самом деле предмет искусства, в котором заключен не только талант мастера, но и высокая идея, философия и стиль.
Настоящее murano glass — это только ручная работа. Стоимость его достаточно велика, но она оправдана высоким классом мастерства, трудоемкостью стеклодува. Все изделия изготавливаются методом выдувания; эта технология применима только к стеклу, и более ни к какому материалу.
Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другой — грушевидным утолщением для набирания стекла. Ее конец, нагретый на огне, окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынув трубку из печи, мастер сразу же начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном кубе образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух. При этом мастер держит всю массу на весу, каким бы тяжелым не было будущее изделие, и одновременно формирует его при помощи инструментов.
Таким способом изготавливаются и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подверглась усовершенствованиям.
Как утверждают знатоки ремесла, стекло — самый сложный в обработке материал. Формировать его можно только в расплавленном виде, и когда оно застывает, уже нельзя ничего существенно переделать. После формовки оно должно два дня остывать. Стеклодувы относятся к стеклу почти как к живому существу — настолько оно капризно, требует к себе внимательного отношения и знания, которое приходит лишь с опытом.
Так, окрашивание стекла достигается за счет введения в стекольную массу окисей цветных металлов, которые под влиянием высоких температур в печи меняют свой цвет. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, окись олова — молочный белый, примесь золота — рубиновый, кобальт — синий.
Никаких красок муранские стеклоделы не используют. Золотые и серебряные тона достигаются введением золотой и серебряной фольги. В муранское стекло не вводится добавок, как в хрусталь, оно всегда остается именно стеклом. Однако внешне материал доведен до уровня хрусталя — настолько он однороден, чист, прозрачен, и в этом один из его отличительных признаков. Бесцветное муранское стекло так и называется — «cristallo».
Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют дизайнеру с блеском реализовать самые смелые идеи. В этой области искусства существует множество интересных техник.
1. Филигранная техника — введение в бесцветную стеклянную массу стеклянных нитей, чаще всего молочного цвета. Нити эти, обыкновенно спирально-скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. В процессе эти нити укладывают в металлическую форму вдоль стенок. Затем в эту форму вдувают комок прозрачного стекла, полоски пристают к нему. Комок окунают еще раз в жидкое стекло и уже после этого выдувают из него кувшин или бокал, внутри стенок которого оказывается сетка из стеклянных нитей. Как правило, в каждую клеточку помещается воздушная капля. Сетчатое стекло - своеобразная разновидность филигранной техники.
2. Агатовое стекло состоит из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату.
3. Авантюриновое стекло особенно красиво.
На отшлифованной поверхности желтовато-коричневого стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания. Эти точки получаются путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.
4. Мозаичное стекло — техника millefiori.
Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем стеклянный прут разрезается, как хлебный багет, и эти пластинки вводятся в стеклянную массу. Изделия из мозаичного стекла пестры и словно сотканы из звездочек или мелких цветочков.
5. Кракелаж — эффектный способ украшения изделий из муранского стекла. Узор получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Техника «пулегозо» основана на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь. До сих пор изготовление муранских шедевров осуществляется все теми же старинными способами, вручную от начала до конца. Возможно, потому так притягательны творения муранских мастеров, что в каждом предмете ощущается след их кропотливого труда, а в каждом пузырьке — воздух эпохи.
Мурано (итал. Murano) — один из крупных островов Венецианской лагуны. Находится в 2-х километрах к северу от острова Риальто.
Зачастую остров называют «малой Венецией». Остров соединён с центральной частью Венеции с помощью линий вапоретто.
Начиная с XVI века остров был местом развлечения венецианцев. На острове размещались виллы, сады, фонтаны.
Остров всемирно известен своим стеклянным производством. В 1291 году городской совет решил вынести мастерские по производству украшений на остров Мурано, чтобы уберечь секреты мастеров от конкурентов и избавиться от пожаров, которые могли быть вызваны раскаленными горнами мастеров. Стеклодувам были даны неслыханные привилегии, но лишили права выезда. Дочерям стеклодувов не возбранялось сочетаться браком с венецианцами голубых кровей. В каждой мастерской — свои секреты дутья и верчения. Секреты мастерства здесь принято передавать исключительно по наследству. Поступить в обучение к муранскому мастеру невозможно. Ученик стеклодува должен трудиться не меньше 15 лет, прежде чем начнет уважительно именоваться «маэстро» и изготавливать украшения.
Муранское стекло представляет несомненный интерес для туристов, посещающих Венецию. Глядя на изумительные образцы стеклодувного искусства невозможно представить презрительное слово «стекляшки». Любая «стекляшка», вышедшая из мастерских Мурано, сразу воспринимается как драгоценность. В настоящее время стекольное производство является основным смыслом жизни местного населения.