Третья часть дипломной работы - практическая. Она подробно описывает пять этапов создания сумки:
подготовительный этап, включающий обработку шерсти;
свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е. предварительное уплотнение войлока;
декорирование войлока или нанесение узора на сумку;
"валяльная" работа ("вкатывание" внешнего слоя нанесенного изображения в основу сумки и уплотнение войлока);
заключительный этап, включающий обработку и отделку войлочной сумки.
В итоге выполнения дипломной работы я углубила теоретические знания и приобрела практические навыки по работе с войлоком; изготовила из белой овечьей шерсти три войлочных сумки, входящих в коллекцию "Башкирская модница"; декорировала каждую сумку цветной шерстью и специально свалянными для этого шариками и жгутиками. Считаю, что процесс изготовления войлочной сумки был длительным, трудоемким, но творческим и увлекательным. В результате получились три разнообразные по форме и цветовому решению войлочные сумки. Каждая из них - это воплощение дизайнерской мысли, пропитанной нотами башкирского искусства.
1. Кузеев Р.Г. Ганеева А.Р. Северо-западные башкиры: состояние изученности, задачи исследования // Этнические и этнографические группы в СССР и их роль в современных этнокультурных процессах (тезисы докладов). - Уфа, 1989. - С.171.
2. Масалимов Т.Х., Ахадуллин В.Ф. Художественный войлок: учебное - пособие. - Уфа, 2007.
3. Полевой материал Давлетшина З.М. 2008 г., д. Тушаул Хайбуллинского района Республики Башкортостан.
4. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир (Этнографические очерки). - Уфа, 2006. - С.27-28.
5. Янгузин Р., Рахматуллина З. Башкирский сабантуй - праздник весны (история и современность) // Ватандаш. - 2003, - №6. - С.46.