Оглавление
Введение
1. Войлок: история применения и способы изготовления
1.1 История применения войлока в хозяйстве башкир
1.2 Способы изготовления войлока
2. Сумка. Войлочная сумка
2.1 Из истории сумки
2.2 Изготовление войлочной сумки
3. Практическая часть
3.1 Свойлачивание шерсти
Заключение
Библиографический список
Курсовая работа заключается в изготовлении женской войлочной сумки. Актуальность данной работы в том, что женская сумка всегда была значительной частью образа любой женщины. Спрос на женские сумки вечен, а в последнее время он значительно возрос именно на стильные неповторимые дизайнерские сумки, выполненные из модных материалов. Одним из старых, традиционных материалов, который приобретает все большую популярность в последнее десятилетие, является войлок. Именно поэтому в ходе выполнения дипломной работы будет изготовлена женская войлочная сумка.
Целью данной курсовой работы является углубление теоретических знаний и приобретение практических навыков по работе с войлоком, овладеть азами изготовления из войлока сумки и ее декорирование.
Поставленные цели предопределили следующие задачи:
изучить и проанализировать материалы по истории применения и изготовления войлока;
изучить и проанализировать материалы по истории создания и использования сумки;
выполнить практическую часть работы: изготовление коллекции "Башкирская модница", состоящей из трех войлочных сумок.
Поставленные цели и задачи решаются в трех основных главах. Первая глава посвящена изучению истории возникновения и применения войлока в хозяйстве башкир. Вторая глава описывает историю создания и использования женской сумки. Третья глава посвящена практической работе по изготовлению и декорированию коллекции войлочных сумок.
В хозяйстве башкир испокон веков ведущее место принадлежало войлоку, который широко использовался в быту, применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных. Обработкой шерсти занимались не только кочевые, но и оседлые башкиры, в хозяйстве которых большую роль занимало овцеводство. Древние навыки выработки войлоков вручную еще сохранились и в южных башкирских аулах.
Изготовление войлочного ковра - очень трудоемкий и древний способ обработки шерсти. Только шерстяные волокна обладают таким ценным свойством, как валкоспособность, дающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий. Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Позднее, с переходом башкир к оседлости, кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе с чепраками, одеялами и подушками, сложенные в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище башкир. Использовали войлок и в изготовлении одежды, головных уборов, сумок. Красотой и нарядностью отличались обрядовые и праздничные изделия, в первую очередь, свадебные. В состав приданого в южных и восточных аулах Башкортостана традиционно включали однотонные и узорные войлоки. Под седло нарядно убранной лошади стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (кызыл тушэк). Красочным войлоком покрывали сундук с вещами невесты. У башкир, как и у других кочевников-скотоводов Евразии, предпочтение отдавалось белому войлоку. В некоторых районах Башкортостана до наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха. По прибытию невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком. По мнению исследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силой войлока: "Сидение на войлоке невесты гарантировало, прежде всего, благополучное достижение непосредственной цели создания семьи - продолжение рода".
С давних пор использовались и целебные свойства шерсти. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество. Как видим, многофункциональность использования войлока в семейно-бытовых обрядах способствовала сохранению традиций кошмоделия. [1]
Главным занятием у древних башкир было отгонно-пастбищное скотоводство, при котором с наступлением весны башкиры со своими многочисленными стадами и скарбом покидали деревню и возвращались лишь поздней осенью. Перед уходом на летовку башкиры праздновали сабантуй. Это "один из древнейших земледельческих праздников - обрядов, устраиваемых ежегодно, смысл которых заключается в задабривании многочисленных богов и духов природы, от милости которых зависела полноценная, гарантированная жизнь башкирского народа". Проведя сабантуй и получив благословение от богов, башкиры отправлялись на летовки. Летние периоды были ответственным периодом, от которого зависело будущее. Необходимо было не только откормить скот, приготовить продукты на зиму, но и заготовить ковры, кошмы и войлочные покрытия для юрты. [4]
Ярким примером современного обряда, посвященного изготовлению войлока, стал фольклорный праздник "Аk кейез бастьгk" в д. Тушаул (Түш ауылы, Беренсе Мырза) Хайбуллинского района. Основными участниками этого обряда стали опытные мастерицы-ковровщицы, пожилые жительницы деревни Тушаул, возраст которых варьировал от 60 до 87 лет. Это не только уважаемые жители, труженицы села и заботливые родители и бабушки, талантливые мастерицы, но и замечательные артистки, активистки местного фольклорного ансамбля.
В подготовке данного мероприятия принимали активное участие мастерицы Ишмуллина (Рыскильдина) Фатима Умурзаковна (1921 г. р), Раимова Марьям Мустафовна (1934 г. р), Рыскильдина Хамдия Абдулъменовна (1948 г. р.) и другие жители села.
В связи с трудоемкостью и длительностью процесса по выделке войлока местные мастерицы предложили вниманию присутствующих заранее подготовленную основу с наложенным на него орнаментом, состоящим из надписи: Тушаул. Подготовленная основа из шерсти черного цвета с наложенным орнаментом из белой шерсти была разложена на тряпичном половике "тырпыса" и помещена на деревянный помост. Сверху, чтобы шерсть не сдвинулась и не оказалась растрепанной ветром, шерсть прикрыли тонким покрывалом. Показательное мероприятие открыли четыре пожилые ковровщицы, которые сменялись другими участниками обряда.
Для лучшей усадки шерстяной настил по мере необходимости сбрызгивали горячей водой через березовый веник. С этой целью в котле постоянно кипятили воду. Шерсть вместе с материалом аккуратно свертывали на скалку, следя за линией края, сворачивали в рулон, обвязывали и начинали катать. Для этого локтевой частью рук с силой надавливали на рулон, перекатывая его, двигая вперед и назад и следя за тем, чтобы не было перекоса. После этого заготовку развязывали, снова увлажняли, закатывая с другой стороны. Процесс изготовления войлока, протекая непрерывно, занимает обычно не менее трех часов. В показательном мероприятии этот процесс длился в течение часа. На заключительных этапах работы на помощь пришли и мужчины. Готовую кошму выстирали и повесили сушить на солнце.
Все присутствующие на этом мероприятии стали не только свидетелями, но и непосредственными участниками древнего башкирского обычая, посвященного созданию кошмы.
Войлок - удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождаются приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров из народа, но и профессиональных мастеров и художников, возрождающих древнее ремесло, а также широких кругов общественности. И это не может не радовать и не вселять надежду, так как есть еще среди нас такие мастерицы, умудренные жизненным опытом и знаниями, сохранившие творческие и жизненные силы, с желанием и умением передающие свои навыки будущим поколениям.
Традиции изготовления войлока у башкир имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего, с казахами и киргизами. Об этом писали многие исследователи прошлых столетий и современности. Об умении башкир "валять войлок" и об "узорчатых войлоках" есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (И.Г. Георги, В.М. Черемшанский, Н. Казанцев, П.И. Небольсин). В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С.И. Руденко и Н.В. Бикбулатова, а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН. В этот период оригинальными войлочными изделиями пополнялись и фонды Башкирского национального музея, Музея археологии и этнографии УНЦ РАН, Российского этнографического музея (Петербург).
В 2006 г. появилась работа известного этнографа С.Н. Шитовой, в которой автор, опираясь на многолетние полевые исследования, музейные экспонаты и литературные источники, впервые рассмотрела полный процесс изготовления войлоков и кошмоделие у башкир. Несколько позже появилось пособие "Художественный войлок: учебно-методическое пособие", подготовленное на кафедре художественно-графического факультета БГПУ им. М. Акмуллы. [4]
В силу своих уникальных свойств войлок становится в последние годы популярным не только в странах Азии, но и в Европе. Об этом свидетельствуют постоянно организуемые в разных уголках света симпозиумы, конференции, школы, посвященные войлоку. В Великобритании создана Международная ассоциация мастеров по войлоку. В 2001 г. в Кыргызстане прошел международный симпозиум по войлоку, в Дании - конференция по вопросам производства и применения войлока для изготовления одежды, в Монголии - II международная школа по войлочным изделиям.