Прототипом для драпировки могут послужить индийские сари, основанные на принципе обматывания тела, и ассиметричные драпировки античных костюмов, а так же плащи, застегивавшиеся на одном плече, которые были широко известны в раннем средневековье и у скандинавов.
Примеры исторических платьев с драпировками, складками и оборками приведены на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2. – Модели исторических платьев с драпировками.
1.3 Использование стилевых решений. Творческий источник
XX столетие принесло людям невиданные ранее возможности (прежде всего технические), что заставило общество отказаться от привычного взгляда на мир. Уже в начале века наука пересмотрела большую часть «бесспорных истин» Нового времени. Гуманистические ценности Возрождения и Просвещения больше не служили поддержкой человеку. Теперь он сам должен был защищать их в кошмаре мировых войн и тоталитарных режимов. Достижения прошлого казались бесполезными, и человечество осталось наедине с грозным и таинственным миром, словно в первобытные времена (не случайно огромную популярность в XX веке приобрело доисторическое и примитивное искусство). При этом одни наперекор всему искали выход в продолжении культурных традиций прошлого, другие – в обретении утраченных связей с природой, третьи – в научно-технической революции, четвертые – в нигилистическом самоутверждении. Все это по-своему развивалось в искусстве, обществе и отражалось на моде.
Разнообразие направлений – характерная черта XX столетия. В первые его десятилетия многие мастера порвали со сложившимися художественными традициями: появились различные направления авангарда (от французского avant-garde – «передний край», «передовой отел»). Однако далеко не все модернисты жили отрицанием прошлого: в их творчестве существуют примеры глубоко индивидуального и полнокровного претворения опыта искусства античности и Возрождения. Авангард начала XX века в большинстве случаев восставал против традиционных форм, но был родственен классике тем, что также стремился творчески воплотить черты материального и духовного мира, - недаром в последнее время его наследие признается равноправной частью мирового искусства. Сложнее обстоит дело с дадаизмом, а также поп-артом и другими течениями, в которых пересматривались сами принципы творчества и возможность диалога между художником и зрителем.
В 1930-е годы XXвека самым модным направлением в искусстве был сюрреализм. Сам термин появился еще в 1917 году — в подзаголовке пьесы Г.Аполлинера «Сосцы Тересии»— «сюрдрама». А в 1924 году французский поэт Андре Бретон издал «Манифест сюрреализма», в котором провозгласил рождение нового направления в искусстве. Группа Бретона (первоначально это были литераторы Л.Арагон, П.Элюар и др.) использовала идеи дадаистов и 3. Фрейда. Дадаизм как направление авангардного искусства родился во время Первой мировой войны в 1916 году в Цюрихе и Нью-Йорке, где собрались художники и литераторы, бежавшие от войны, затем в Париже, Берлине и Ганновере. Это была первая контркультура, пропагандировавшая антиэстетизм и нигилизм. Придумал термин «дада» румынский поэт Т. Тцара. Дадаизм отрицал «опошленные» буржуазной культурой традиционные ценности и признавал абсурдность мира, что было откликом не только на войну, «мировую бойню», опрокинувшую все представления о разумности и гуманности человека, но и на кризис в науке и философии, развившийся после появления теории относительности А. Эйнштейна. Утверждая, что «все, что воспринимается — все ложно», дадаисты призывали уничтожить искусство, традиции, вкус. Стремясь вызвать у публики шок, они намеренно совмещали несовместимое. В дадаизме произошло изменение концепции деятельности художника: ему больше не требовалось обладать особыми профессиональными умениями и навыками, а только волей, которая способна «вырвать» обычный предмет из привычного контекста и превратить его в произведение искусства. Так, М.Дюшан экспонировал как свои произведения велосипедное колесо и сушилку для бутылок, купленную в универмаге. У дадаизма сюрреализм заимствовал метод создания новых произведений из готовых объектов («реди-мейд»).
После войны Т. Тцара переехал из Цюриха в Париж, и в его альманахе «Дада» печатались будущие сюрреалисты А.Бретон, Л.Арагон, Ж.Кокто, М. Эрнст, Ман Рэй. Во Франции дадаизм трансформировался в сюрреализм. Восприняв идеи З.Фрейда о значении бессознательного в жизни человека сюрреалисты считали единственным путем познания интуицию, а не разум, так как только бессознательное может выразить сущность явлений. Сюрреализм для них был «методом познания непознаваемого», а художественные произведения — некими информационными структурами, лишенными прямого смысла, но провоцирующими сознание. Сюрреалисты стремились вызвать потрясение у зрителей, чтобы высвободить их творческую энергию, «задавленную» клише, навязываемыми обществом, используя принцип абсурда, соединение несоединимого, пародирование, двойные смыслы и коллаж. Метод сюрреализма заключается в соединении несоединимых, далеких друг от друга объектов. По этому принципу создавались сюрреалистические объекты (в 1936 г. они были представлены на выставке в Нью-Йорке «Фантастическое искусство, дада и сюрреализм»): «Меховой чайный сервиз» М. Огшен-гейм, «Сюрреалистический бюст», телефон с трубкой в виде омара, «Венера Милосская с ящиками» и сюрреалистический интерьер в виде портрета Мэй Вест С. Дали. Элемент этого интерьера — диванчик в виде губ М.Вест — был частью интерьера бутика Э. Скяпарелли.
В конце 1920-х годов к группе сюрреалистов присоединились новые живописцы, скульпторы, кинематографисты. Примкнувший к ним в 1929 г. Сальвадор Дали стал самым известным и популярным в массах художником (хотя А. Бретон в 1938 году и исключил Дали из группы сюрреалистов). С. Дали, как и Р. Магритт, соединил метод сюрреализма с приемами иллюзионистической живописи и эротизмом. Работы С.Дали и Р. Магритта оказали огромное влияние на рекламу и мир моды (во время Второй мировой войны С.Дали жил в США, где в том числе оформлял и витрины магазиннов), доказав, что эротика порождает потребительское желание.
Творчество Сальвадора Дали не случайно было выбрано в качестве творческого для проектирования коллекции. Сюрреалистические приемы Дали отлично вписываются в дизайн костюма. Первой метод сюрреализма в моделировании одежды использовала Эльза Скяпарелли, которая поддерживала Дружеские отношения со многими сюрреалистами, в частности с Дали и его женой Гала (Е.Д. Дьяконовой), предлагавшими ей идеи для «сюрреалистических» моделей одежды и аксессуаров. Скяпарелли была не только самым оригинальным кутюрье 1930-х гг., но и одним из самых авангардных дизайнеров XX в. в целом.
Эльза Скьяпарелли родилась в 1890 г. в Риме в образованной и богатой семье. Она получила хорошее образование, изучала живопись, скульптуру и литературу. Но моделированием одежды занялась не сразу, а только в 1927 году. Первой ее моделью был черный пуловер с вывязанным на груди белым бантом, рисунком имитирующем объемную форму. Таких рисунков прежде не было. Позднее, сотрудничая с С. Дали, она создала много сюрреалистических костюмов: классические костюмы с сюрреалистическими пуговицами (в виде рыбок или знаков Зодиака в коллекции «Астрология», фигурок гимнастов или цирковых лошадей в коллекции «Цирк», в виде пуль или кусочков сахара); необыкновенные детали (карманы в виде выдвижных ящиков, ваз с цветами); экстравагантные аксессуары, которые «притворялись» знакомыми предметами (платок в виде упаковки аспирина, сумки в виде яблока и телефона, шляпа в виде отбивной котлеты или чернильницы, перчатки, сшитые мехом наружу, перчатки с длинными когтями, перчатки е лисьими головками). К классическим моделям она моща предложить шокирующие украшения: прозрачное ожерелье с насекомыми, которые, как казалось, ползают вокруг шеи, напоминая муравьев на знаменитом «Сюрреалистическом бюсте» С.Дали. Иногда модели украшали сюрреалистические рисунки: напечатанные на шарфиках газетные тексты о Скяпарелли, роспись на «Платье с иллюзией вырванных клочьев», вышивка в виде женского профиля по эскизу Ж. Кокто или изображение гигантского омара по рисунку С. Дали. Сюрреалистическим был и флакон духов «Шокинг», который она создала вместе с художницей Леонор Финн. Этот флакон представлял собой стеклянный женский торс с букетом цветов вместо головы (мотив, тоже позаимствованный у Дали).
Рисунок 1.3.1 – Модели Эльзы Скяпарелли.
Именно Сальвадор Дали сделал сюрреализм столь популярным направлением в искусстве, моде и кинематографии. Он умело рекламировал не только свое творчество, но и вообще оказался прирожденным рекламщиком, используя эпатаж в качестве основного средства рекламы.
Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер — живописец, график, скульптор, писатель, поэт, сценарист — действительно занимает уникальное место в художественной культуре XX в.