4.2 Проектирование серии изделий на базе одной конструктивной основы
Промышленное производство одежды, для которого характерно использование стандартизированных узлов и унифицированных деталей, дает возможность разрабатывать серии изделий по одной конструктивной основе. Поэтому проектирование моделей массового производства начинается с разработки базовой формы. В основе которой заложена структура, исходная для всех последующих ее вариаций.
При разработке базовой формы прежде всего учитывается модное направление в развитии одежды. В конструкцию базовой формы закладываются особенности линии плеча(мера приподнятости или приспущенности, покатости или спрямленности), прибавки и линии, обеспечивающие необходимое распределение объемов становой части, форму и объем рукава, общую расширенность или обуженность и длину изделия.
Модель базовой формы создается по законам композиции, прорабатывается пластика формы и силуэта, пропорциональные отношения, ритм, симметрия с продуманным использованием характеристик материала- цвета, рисунка или фактуры, акцентируются отдельные части формы. Все построение композиции производится с учетом возможности варьирования в дальнейшем не только отдельными накладными или съемными деталями(карманы, воротники, пояса, хлястики), но и узлами и даже частями изделия.
Изменениям могут в дальнейшем подвергаться длина рукава, длина юбки при отрезном по талии решении платья в пределах модного направления и данного типа изделия, конструктивные узлы(пройма- головка рукава- горловина- воротник, линия талии – верхний край юбки). Например, в изделиях с одной и той же проймой могут быть использованы разные рукава, для одной и той же горловины могут быть использованы воротники с разной линией отлета, юбки от линии кокетки или талии могут быть и в сборку и в складку разной ширины.
Опираясь на базовую форму, разрабатывают серии изделий. Причем при разработке всех последующих вариаций базовой формы критерием является пропорциональная соразмерность частей, ясность ритмического строя деталей и элементов, стилистическая однородность всех составляющих и соответствие всего композиционного строя характеру материала. При этом изделия одной серии проектируются из одного или близких по пластическим свойствам и техническим параметрам(толщина, плотность, ширина) материалов.
Производство серий изделий на основе одной базовой формы при условии их технологичности является экономически выгодным предприятием. Такой подход к проектированию изделий массового производства обеспечивает производительное использование оборудования на предприятиях, экономит сырье, снижает себестоимость продукции и вместе с тем позволяет выпускать большое количество разнообразных модных изделий, удовлетворяющих различные вкусы населения.
Мода – это своеобразная форма свободы слова. Мода охватывает не только одежду, но также и аксессуары, драгоценности, прически, критерии красоты, маккиях и многое другое. Именно поэтому, то, что мы носим и то, как мы носим одежду, аксессуары, обувь, для других людей представляет собой своеобразную стенограмму, по которой можно прочитать истинное положение вещей.
Человеческое тело является основополагающим предметом модной стилизации. Каждая эпоха создает свои собственные масштабы эстетического идеала человеческого тела. Наиболее отчетливо эти различия обнаруживаются в изменениях идеала женской красоты, от пышных форм рубенсовского идеала до предпочитаемых в наше время стройных, узких, высоких линий.
При проектировании изделий должны быть максимально использованы последние достижения науки, техники и прикладного искусства, выбраны оптимальные конструктивные и композиционные решения, соответствующие созданию изделия, имеющего высокие эстетические и утилитарные свойства, отвечающие потребностям и вкусам различных этносоциальных групп потребителей и одновременно высокую рентабельность для изготовления.
Проектирование начинается при наличии первичного описания, в котором в общем виде сформулированы назначения бедующего объекта и требования к его свойствам.
Первичное описание представляется в форме технического задания, в котором путем выполнения ряда проектных операций и процедур преобразуется в окончательное описание - проектную документацию, несущую в себе всю необходимую информацию для создания и производства объекта.
Главная задача швейной промышленности - удовлетворение растущей потребности людей в одежде высокого качества и разнообразного ассортимента. Решение этой задачи осуществляется на основе повышенной эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемирного улучшения качества работы, усовершенствования труда и производства.
Основная задача - согласование внешней формы проектируемого изделия с его внутренней структурой, а через нее с и с основными функциями, то есть создание эстетически совершенного изделия.
1. Куренова С.В. , Савельева Н.Ю. «Конструирование одежды», Ростов на Дону, Феникс 2003г.
2. Кичемазова Л.Н., Малышева И.Э. «Конструирование, моделирование и технологии одежды», Ростов на Дону, 2001г.
3. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. «Дизайн костюма», Ростов на Дону, Феникс 2000г.
4. Петушкова Г.И. «Проектирование костюма», Издательский центр, 2004г.
5. Филимонова В.Н., «Простейшая технология конструирования одежды», Феникс 2002г.
6. Рачитская Е.И., Сидоренко В.И., «Моделирование и художественное оформление одежды»
7. Крючкова Т.А., «Конструирование мужской и женской одежды», Москва-академия, 2002г.