В XIX веке производство недорогих ювелирных вещей получило особенно сильное развитие в селах и деревнях Костромской губернии – Красном, Сидоровском и других, – расположенных по Волге в 30-40 километрах от Костромы, Село Красное – центр ювелирного промысла, охватывающего четыре волости, пятьдесят одно селение и около 1706 работников, к концу XIX века, подобно Гжели, представляло собой, по определению В.И.Ленина, типичный центр "народной" капиталистической мануфактуры. В конце XIX века красносельский ювелирный промысел производил продукции более чем на миллион рублей.
Недорогие ювелирные изделия расходились по всей стране, они сбывались в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, в Сибири, часть изделий шла в Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Индию.
В конце XIX – начале XX века в продукцию красносельских ювелиров стали проникать черты модерна. Открытие земством в селе Красном класса технического рисования, преобразованного в 1904 году в художественно-ремесленную мастерскую, не улучшило положения дела. Это мероприятие в значительной мере способствовало развитию модных в то время модернистских тенденций и ложнорусского стиля; промысел находился во власти скупщиков и торговцев, наживающихся от перепродажи изделий кустарей и являвшихся главными проводниками дурного вкуса.
После Великой Октябрьской социалистической революции мастера красносельского ювелирного промысла одни из первых стали создавать кооперативные артели. По числу занятых в промысле мастеров это был самый крупный центр народных художественных промыслов. В 30-х годах здесь работало в нескольких крупных артелях ("Красный кустарь" в селе Красном, Сидоровский промколхоз в селе Сидоровском, "По заветам Ильича" в селе Подольском) более 1200 мастеров. Кадры для промысла готовил Красносельский техникум.
Глубокий упадок, в котором находился красносельский ювелирный промысел перед революцией, изживался постепенно.
В 20-х годах промысел выпускал главным образом революционные значки и пятиконечные звезды (до 20 тысяч штук в год), а также чайные ложки (до 12 тысяч дюжин).
По мере возрастания спроса на ювелирные украшения красносельские. мастера постепенно возрождали свой исконный ассортимент: серебряные с позолотой серьги, перстни, браслеты, кольца, кулоны, заколки, броши и т.д. В большинстве изделий употреблялись искусственные камни (цветное граненое стекло). Резкий блеск позолоты и цветных граненых стекол придает, как правило, грубоватый вид таким изделиям. Лучшими среди них до сих пор продолжают оставаться изделия, в которых отсутствуют цветные искусственные камни, например, традиционные серьги – "калач". Такого вида изделия, очень скромные, простые по форме, лишенные какой-либо вычурности и претенциозности, убедительно свидетельствуют о больших потенциальных возможностях народного творчества.
Такие вещи просты в выполнении и требуют минимальной затраты металла. Вместе с тем они могут служить образцом и убедительного художественного решения. Форма изделий хорошо согласована с их функциональным назначением. Нарастающая книзу объемность серьги придает ей пластическую выразительность, подчеркивая весомость и массивность нижней части и ювелирную тонкость и легкость верхней. Плавно округленная форма серьги напоминает полумесяц, острые рога которого сближены и соединены тонкой проволочкой-подковкой.
По-видимому, не случайно эта древняя народная форма ювелирного украшения продолжает пользоваться успехом и в наши дни. Если учесть, что близкие аналогии ей мы находим среди золотых и серебряных колт XI-XII веков Киевской Руси, то станет очевидным, какое серьезное испытание временем она выдержала.
С середины 30-х годов в красносельском ювелирном промысле стала с особой остротой ощущаться необходимость обновления ассортимента, развернулась творческая работа над новыми видами изделий. В этой работе участвовали и старейшие мастера промысла – Л.Метлин (род. 1873г.), М.Волков (1875- 1953), и, с конца 30-х годов, представители молодого поколения – Н.Грустливый (род. 1914г.), В.Каретин (род. 1921 г.), Г.Дерябин (род. 1914 г.) и другие.
Творческие поиски шли в разных направлениях. Делались попытки выполнять из металла миниатюрные изделия, не имеющие определенного целевого назначения, типа настольных украшений. Создание таких вещей диктовалось главным образом потребностью блеснуть мастерством, виртуозной техникой исполнения. К числу таких изделий принадлежат: миниатюрный стол со стульями, со стоящим на столе самоваром и чайным сервизом работы Л.Метлина или миниатюрная скульптурная группа, состоящая из лошади, запряженной в тарантас, в котором сидит кучер. Лошадь и кучер выкованы из железа и обработаны чеканом (мастер К.Шестернин). Тарантас и упряжка (оглобли, сбруя) исполнены в технике филиграни (мастер А.Серов). Эта скульптура отличается не только тонкостью мастерства, но и большой выразительностью. В ней много общего с народной деревянной и керамической скульптурой. Делались опыты изготовления и эмалевых вещей, в частности, серебряных изделий, украшенных геометрическим орнаментом, а также изделий с растительным орнаментом, выполненным техникой эмали в глубину. Убедительно свидетельствуя о высоком техническом мастерстве красносельских ювелиров, все эти опыты не разрешали, однако, главной задачи – обновления ассортимента массовых изделий.
Более перспективными оказались опыты по возрождению филигранного дела. Со второй половины 30-х годов производство филигранных изделий получило в красносельском ювелирном промысле широкое развитие.
2. Заготовительные операции скани: вытяжка, свивка
Филигранью, или сканью, называется жгутик, скрученный из двух или нескольких медных (иногда серебряных или золотых) проволочек. Такие металлические жгутики легко гнутся и принимают форму спиралек, колечек, лепестков, розеток, а также всевозможных криволинейных и прямолинейных геометрических фигур. Орнамент плоских филигранных изделий обычно предварительно прорисовывается на бумаге. Такой рисунок помогает набрать проволочные детали и составить из них требуемый узор путем наклейки их на бумагу. Набранный рисунок посыпают измельченным припоем (сплав серебра или золота с цветным металлом) и спаивают. Иногда филигрань напаивается на металлический остов предмета. Для получения объемных предметов пользуются железными формами.
Техника филиграни позволяет выполнять разнообразные по форме изделия и композиции.
Из медной позолоченной или посеребренной витой проволоки путем набора и спайки отдельных, заранее приготовленных узорчатых деталей можно делать и плоские и округлые изделия. Филигранная поверхность может быть ровной и рельефной, она нередко дополнительно украшается специально выполняемыми накладками, небольшими литыми шариками – зернью, сочетается с гладкими, награвированными или обработанными чеканом поверхностями металла. Техника филиграни дает возможность выполнять композиции, состоящие из растительных и геометрических узоров, она позволяет вводить в эти узоры и изобразительные мотивы. Для того чтобы подчеркнуть тот или иной мотив или ту или иную деталь узора, в филигрань нередко вводится более толстая и гладкая проволока. Очень часто основной контур узора выполняется из толстой, а все детали из более тонкой проволоки.
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки.
Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.
Заготовка скани.
Материалами для изготовления скани служат чистые металлы: золото, серебро, медь. Их сплавы для этой цели обычно не применяют по двум причинам: во-первых, они обладают меньшей пластичностью и вязкостью; они более жестки и упруги, и это затрудняет волочение проволоки, ее сучение и набор скани. Во-вторых, температура плавления сплавов ниже, чем у чистых металлов, что затрудняет пайку изделий. Однако иногда по экономическим соображениям при работе из драгоценных металлов допускается заготовка скани из пробы 958 для золота и 916 для серебра. Но такая скань трудна в работе. Исключение составляет плавка зерни, которую можно изготовлять из сплавов указанных проб (и даже ниже), а для медных сканных работ зернь иногда плавят из латуни.
Скань изготовляют из проволоки; если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже (или образце), ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски. Волочильная доска, или циейзен (от немецкого zieheisen ), представляет собой стальную закаленную пластину, в которой просверлены ряды постепенно уменьшающихся по диаметру отверстий. Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков протягивают проволоку через отверстие. Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (масло или воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), получают проволоку необходимого сечения.