Содержание
1. Немного истории
2. Швейное предприятие
Библиографический список
Одной из основных жизненно важных потребностей человека является удовлетворение его желания "быть одетым" и ещё не просто одетым, а одетым красиво. Решить эту проблему призвана швейная промышленность. Сегодня это одна из самых значительных отраслей лёгкой промышленности как по объёму выпускаемой продукции, так и по номенклатуре оборудования, задействованного в ней. Шитьё одежды распадается на несколько переходов: подготовительно-раскройный, заготовительно-монтажный, отделочный. В каждом переходе применяется весьма сложное оборудование. Но нужно прямо сказать, что промышленность, изготавливающая одежду, сформировалась как отрасль только после создания устройства, позволяющего соединять с помощью ниток отдельные детали в единое целое, в изделие. Таким устройством является швейнаямашина. Это основное оборудование для производства верхней одежды, белья, трикотажных изделий, обуви, галантереи. С помощью швейных машин не только соединяются детали, но и прокладываются отделочные строчки, обмётываются петли, пришиваются пуговицы, осуществляется вышивка. Кроме того, швейные машины используются для производства конской упряжи, буксирных концов, в полиграфической промышленности, да и везде, где нужно что-либо соединить с помощью ниток.
Но такое широкое применение этой техники сложилось примерно в последние 150 лет только после появления первой швейной машины, способной работать при промышленной нагрузке.
Человек научился довольно давно использовать в быту шкуры животных, обрабатывать лён и хлопок, из шерсти животных получать нитку, ткать полотно. И изготовление одежды существовало как кустарное производство, где все операции выполнялись одним мастером - портным. Сначала одежда шилась на конкретного человека, но затем, видимо, как сказали бы сейчас, при отсутствии заказов, портной стал шить одежду на перспективу, чтобы реализовать её, когда возникнет потребность. Иногда такой товар расходился, иногда залёживался. Известен случай, когда несколько предприимчивых торговцев-старьёвщиков скупили такую невостребованную одежду и выгодно продали её на рынке. Поняв целесообразность подхода, эти люди набрали мастеров-портных, собрали их в одном месте, и те начали шить одежду на продажу. Так родилась новая организационная форма изготовления одежды. Но труд был исключительно ручным. Соединять детали из шкур, кожи, ткани приходилось вручную. Только в XVв. были сделаны предложения по механизации процесса. Фрагменты на эту тему находят ещё в трудах Леонардо да Винчи. Спустя почти 100 лет, в конце XVIв., англичанин Уильям Ли, внимательно наблюдая за движением вязальных спиц в руках жены, придумал машинное вязание, по своему принципу напоминающее образование цепных стежков.
Вообще говоря, все изобретатели того периода грешили одним: они пытались скопировать ручную работу с помощью иглы, имеющей отверстие для нитки на её утолщённом конце.
В 1755 г. немец Карл Вейзенталь изобрёл швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина всё также копировала принцип ручного образования стежков.
В 1790 г. англичанин Томас Сент получил патент на швейную машину, которая могла быть использована на практике для пошива изделий из кожи, в частности, сапог. Конструкции этой машины было ещё далеко до современной, но машина имела иглу с двумя остриями и ушком в средней части, прерывистую подачу материала, у неё уже были регулятор длины стежка, горизонтальная игольная пластинка и игловодитель, совершающий возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости. Машина не получила распространения. Но некоторые принципиальные технические решения, заложенные в ней, используются до сих пор. Так, в специальных машинах для шитья перчаток применяется игла, заострённая с двух сторон и имеющая ушко посередине.
В 1808 г. появляется машина англичанина Д. Пири, но в основе её лежал тот же принцип получения стежков. И поскольку эти стежки были однониточными (рис.1) и легко распускаемыми, то машина также не прижилась на практике.
Препятствие было в игле. И только в 1834 г. американец Уолтер Хант изобрёл иглу с ушком на заострённом конце и челночное устройство. Его швейная машина была первой машиной челночного стежка, для образования которого требовались две нити: верхняя и нижняя (рис.2). Недостатком машины являлось отсутствие регулировки натяжения нижней нитки.
Рис.1. Схема цепного однониточного стежка
Рис.2. Схема челночного двухниточного стежка
Дальше дело ускорилось. Жизнь заставляла. Требовалось всё больше одежды и, прежде всего, для армии. В 1843 г. Бенджамин Брин (тоже американец) предложил машину, где применялась дуговая игла. Эта идея прижилась и используется в ряде современных швейных машин.
В 1845 г. другой американец, Элиос Хоу, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. За это его и считают отцом швейных машин. Он получил патент, защищающий его права на эту разработку, и вскоре было изготовлено ещё несколько таких швейных машин, каждая из которых выполняла 300 стежков в минуту и заменяла труд пяти портных.
В этой машине изогнутая игла с ушком на остром конце двигалась горизонтально, а челнок, похожий на челнок ткацкого станка, совершал возвратно-поступательные движения. Ткань располагалась в вертикальной плоскости, накалывалась на острые шпильки транспортирующего устройства и перемещалась только в одном направлении. Транспортирующее устройство одновременно служило устройством прижима ткани, что обеспечивало стабильную работу машины и хорошее качество строчки.
Эта машина получила распространение, но её появление вызвало негативную реакцию среди портных, которые считали её угрозой, мешающей их работе, а, следовательно, и средств к существованию.
Под лозунгом "Долой швейные машины!" они бросились громить швейные фабрики и вынудили изобретателя (Элиоса Хоу) уехать из своего родного города, а потом и за пределы Америки. Такая же судьба постигла за 15 лет до этого француза Бартоломео Тимонье, построившего в Париже 80 швейных машин своей конструкции для пошива армейской формы.
В 30-50-х гг. XIXв. в Великобритании, США, Франции было зафиксировано более 30 патентов на швейные машины. Это были машины цепного и челночного стежков, с прямой и изогнутой иглой, с вертикальным и горизонтальным расположением ткани. Конструкция каждой машины имела какие-то усовершенствования и новые элементы. Швейные машины стали экспонироваться на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики.
Наконец, в 1850-1851 гг. усилиями Алена Вильсона и особенно Исаака Зингера швейная машина была доведена до практически современного вида.
Прямой игле с ушком на остром конце сообщалось возвратно-поступательное движение в вертикальной плоскости, а сшиваемые материалы располагались горизонтально и прижимались подпружиненной лапкой к игольной пластине. Прерывистое движение сшиваемых материалов осуществлялось сначала зубчатым колесом, а затем зубчатой рейкой. Помимо ручного привода в движение, машины оснащались педальным устройством, действующим от ноги; при этом освобождались обе руки оператора. Для нижней нитки применялся челнок, движущийся возвратно-поступательно в горизонтальной плоскости и имеющий встроенную шпульку по типу челнока Ханта и Хоу.
О роли Исаака Зингера в рассматриваемой проблеме хочется сказать особо. "Лучший друг портных всего человечества" родился в 1811 г. в американской глубинке, в маленьком городишке Питтстаун на Севере штата Нью-Йорк, в семье эмигрантов из Германии (по другим данным - из Швейцарии). Отец его был местным каретником.
Мальчишка рос беспокойный: пересаживал лук вверх тормашками на соседском огороде, наряжал собак в школьную форму, а то ещё пририсовывал кривые нули к украденным у отца однодолларовым купюрам.
Двенадцатилетним он просто убежал из дому. Поначалу он устроился подмастерьем к механику и даже вроде стал взрослеть, но тут подвернулась сцена. Парень прибился к захудалому бродячему театру, где ставилось всё, начиная от "Гамлета" и заканчивая пошловатыми фарсами.
К 30-м гг. Зингер пошёл работать на деревообрабатывающую фабрику и даже изобрёл собственный станок. Пытался наладить его производство, но дело не пошло.
Тем временем лёгкая промышленность задыхалась из-за отсутствия новых идей. Все разработанные к этому моменту технические средства были крайне неудобны. Зингер изучает швейные агрегаты и интуитивно нащупывает золотую жилу. Говорят, что потратил он на своё изобретение 10 дней и 40 долл., которые дал ему один хозяин мастерской швейных машин.
Что сделал Зингер? Во-первых, расположил челнок горизонтально (нитка перестала запутываться), во-вторых, спроектировал стол-доску для размещения ткани и лапку-прижим (это позволило делать непрерываемый криволинейный шов), и, в-третьих, установил ножную педаль, справедливо рассудив, что "лишняя" свободная рука швее не помешает. Этот принцип стал базовым для швейной машины на долгие годы.
Стоимость одной машины поначалу была весьма высока - 100 долл. по курсу 1850 г., не каждый состоятельный портной мог себе это позволить, а о мелких производителях одежды и говорить нечего. Но уже появилась крупная промышленность, и первый заказ на 30 машин сделала фабрика по производству рубашек. И к лету 1851 г. фирма по изготовлению швейных машин почувствовала себя устойчиво.
Тут подоспели приключения: из Англии вернулся инженер Элиос Хоу и обвинил Зингера в плагиате. Началась судебная тяжба, в результате которой образовался интересный тройственный союз: необразованный, читающий по слогам, но невероятно энергичный и боевой Зингер, элегантный светский адвокат Кларк и изобретатель-инженер Хоу. И совместное предприятие успешно заработало. Они наладили выпуск машин в рассрочку и осчастливили, наконец, бедных портных.