К растительным волокнам относятся волокна, получаемые из стеблей листьев, плодов растений. Эти волокна очень крепки и по сравнению с хлопком значительно длиннее. Пряжа, вырабатываемая из растительных волокон очень прочна, но не может быть такой тонкой, как из волокон хлопка. Наиболее тонкое стеблевое волокно – лен.
Льняные и полульняные ткани широко применяют при изготовлении мягких декораций и для затяжки каркасных конструкций. Среди них полотно простынное, полотно суровое, полотно театральное, парусина брезентовая, двунитка суровая, ревентух суровый, паковочная ткань, мешочная ткань.
Из стеблей конопли, джута, кенафа, канатника получают более грубые волокна, идущие на изготовление грубых мешочных и тарных тканей, веревок и канатов.
- Волокна шерсти длинные, но менее равномерные, чем у хлопка, и менее прочные. Шерсть обладает рядом ценных качеств. Она упруга, способна возвращаться к первоначальной форме после прекращения действия силы, может сволачиваться. При специальной обработке шерсть может быть превращена в фетр или войлок.
В театре шерсть применяют в основном в костюмных изделиях. К широко применяемым относят следующие: бостон, креп костюмный, флагтух, кашемир матросский, ткань платочная, сукно.
Шелк-сырец – тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусениц тутового шелкопряда.
В театре употребляют следующие шелковые ткани: креп-жоржет гладкокрашенный и отбеленный, крепдешин, вуаль, бархат, газ-шифон, эксельсиор, атлас, муар жаккардовый, саржу подкладочную, поплин, плюш гладкокрашенный, репс декоративный, тькань декоративную, ткань блузочную, атлас корсетный, ткань мебельную декоративную, полотно шпательное, ткань “металлик” и др.
- К минеральным волокнам относится асбест. Асбест не горит, плохо проводит тепло, применяется для изготовления огнеупорных тканей. В театре используется в виде салфеток и полотнищ как защитное средство, предохраняющее декорации от загорания, когда вблизи низ располагаются электросветильники.
Химическиеволокна – это волокна, получаемые химическим путем. В современном производстве химические волокна стали одним из важнейших видом сырья для текстильной промышленности. Химические волокна изготавливаются в виде непрерывных тончайших нитей и подразделяются на искусственные и синтетические.
Искусственными (вискозное волокно) называются волокна, получаемые из естественных, имеющихся в природе материалов путем их растворения и обратного восстановления после придания раствору формы нити желаемой толщины.
Синтетическими (лавсан, нитрон, капрон, капролавсан и т. д.) называются волокна, получаемые в результате производственного процесса из невстречающихся в природе соединений.
Химические волокна обладают повышенной прочностью, упругостью и устойчивостью к действию кислот и щелочей, ограничивающих применение синтетических тканей в театре, так как они плохо окрашиваются, или совсем не принимают краску, или в процессе покраски завариваются.
Непосредственное применение тканей на сцене:
Задники сценические
Вид и количество сценических задников зависит от функциональной нагрузки, которую предназначено им выполнять. Если задник должен закрывать экран, то лучше его изготовить в складку или сборку из плотной матовой ткани, и соответственно укрепить его на карниз с раздвижным механизмом. Если необходим сценический задник для торжественных случаев, то лучше изготовить по типу французской шторы из мягкой пластичной ткани.
АРЗ (сценический антрактно-раздвижной занавес)
Антрактно–раздвижной занавес - главный по значимости элемент одежды сцены. Шьётся из сценического бархата, плюша или другой плотной, спадающей красивыми фалдами ткани.
Арлекин
Обычно арлекин это самый декорируемый элемент одежды сцены. Изготавливается из той же ткани что и антрактно-раздвижной занавес и разрабатывается в едином стилевом решении с ним. Арлекины бывают в складку декорированные по низу бахромой, могут быть украшены свагами, галстуками, драпировками, кистями, аппликациями, одним словом нет ограничения возможностям дизайнера.
Кулисы и падуги
При выборе ткани для изготовления кулис и падуг, главным критерием является пластичность, драпируемость и износостойкость. Ведь сцену одевают, как правило раз на несколько лет. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.
Одежда сцены может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены (это так называемая "дежурная одежда") и являться частью декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается материал, способ окраски или живописной обработки.
Для изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: различные хлопчатобумажные упаковочные ткани, байка, молескин, бархат, полубархат, репс, плательная шерсть и некоторые другие. Дежурная одежда окрашивается в неяркие, нейтральные тона: серый, зеленоватый, кремовый и т. д. Особую группу одежды сцены составляет комплект из черного бархата.
Как и все ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна пропитанная, огнестойкая подкладка.
Пластмассы – это сложные многокомпонентные материалы, состоящие из связующего вещества, наполнителей, пластификаторов, красителей, стабилизаторов и других добавок.
Промышленность вырабатывает множество видов пластмасс, но в театре нашли свое применение только некоторые, т. к. Театрально-зрелищных и культурных учреждениях запрещается применение декораций и сценического оформления, изготовленного из горючих синтетических материалов, искусственных тканей и волокон (пенопласта, поролона, поливинила, перфоля и т. д.). Возможно применение только тех материалов, которые имеют в основе компоненты обеспечивающие негорючесть.
1. Пленки. Широко используется несколько видов:
- ПоливинилхлориднаяВ-118. Применяется для изготовления бутафории
- Поливинилхлориднаяотделочная – с нанесенным рисунком, имитирующим ценные породы древесины, ткани. В театральной практике применяется для изготовления предметов бутафории, мебели.
- Поливинилхлориднаядекоративнаяотделочная. Применяется для изготовления бутафории и декораций.
- Винипластовая. Относится к негорючим материалам. Для изготовления декораций
- Полиэтиленовая. Может использоваться при изготовлении бутафории, декораций
- Полиграфическаяфольга – для имитации текстуры дерева.
2. Винипластлистовой. Трудновоспламеняемый материал. Применяется для изготовления декораций методом вакуум-формования
3. Пенопласты. Наиболее легкие материалы из всех пластмасс.
- Пенопластплиточный – жесткая ячеистая пластмасса белого или светло-желтого цвета. Может быть ипользован для бутафории и небольших частей декораций
- Пенополиуретан (поролон) – пористый, эластичный материал. В театрах разрешается применение его в небольших количествах для изготовления мелкой бутафории.
4. Искожа. В театральном производстве наиболее часто применяют винилискожу – огнезащитный материал: тканевая основа с поливинилхлоридным покрытием. Этот материал используется в декорациях, бутафории, костюме.
В группу пластмасс также входит современное напольное покрытие сцены. Самым качественным напольным покрытием на сегодняшний день является сценический линолеум фирмы HARLEQUIN. Ряд самых известных коллективов уже оценили его высокий уровень :
- Великобритания - Английская национальная школа балета, Королевская академия балета, Королевский балет (CoventGarden);
- Германия - Фридрихштатпаласт (Берлин), Дойче опера (Берлин);
- Нидерланды - Академия танца (Роттердам);
- Украина - Киевский театр оперы и балета, Театр оперы и балета, г.Одесса;
- США - Нью-Йорк Сити балет;
- Швеция - Шведский королевский балет;
- Франция - Балет Монте-Карло, Опера Гарнье и Бастилия, Лионская опера;
- Россия - Государственный академический Большой театр России, Мариинский академический театр, Государственный Академический Малый театр, Пермский театр оперы и балета, Пермское хореографическое училище
Существует 8 видов данного покрытия:
1. Покрытие HARLEQUINALLEGRO / АЛЛЕГРО для укладки на жёсткую основу
Аллегро – специально разработанное покрытие для использования в танцевальных залах с жесткой основой. Раскатываемое на любых твердых основаниях, в том числе на бетоне, Аллегро, создает толстую «полупружинящую» поверхность.
• Предназначен для создания полупружинящего, съемного танцевального пола
• Снижает усталость и риск травмы танцоров