Вельвет-рубчик имеет на лицевой поверхности мелкие рельефные полосы (узкие рубчики) с более коротким ворсом (высота его 0,8–0,9 мм), он более легкий – 219–274 г/м2. Полубархат – ткань с ровной ворсовой поверхностью из ворсовых уточных нитей, высота ворса 2 мм. Бархат изготовляют с основоразрезным ворсом.
Подкладочные ткани. К ним относятся ткани, применяемые в качестве подкладки и приклада швейных изделий. К качеству подкладочных материалов предъявляют следующие основные требования: ровнота и чистота поверхности, значительная сопротивляемость трению, прочность окраски при трении и действии пота, незначительная усадка. Ассортимент хлопчатобумажных подкладочных тканей немногочислен. В качестве подкладочных используют некоторые виды платьевых и бельевых тканей более плотных структур и с большей опорной поверхностью. Повышенную гладкость и устойчивость к истиранию этим тканям придают жесткой отделкой (сильным аппретированием), что способствует также повышению формоустойчивости этих тканей. В отличие от платьевых подкладочные ткани окрашивают в темные тона, выпускают их гладкокрашеными и набивными (с рисунком в полоску). Наиболее распространены следующие подкладочные ткани.
Коленкор получают из сурового миткаля (как ситец или мадаполам), но с жесткой лощеной отделкой (содержание аппрета 8–10%). Саржа рукавная – ткань саржевого переплетения, типа кашемира, из кардной пряжи, выпускается гладкокрашеной и набивной. Ткань карманная по структуре представляет собой огрубленную бязь, гринсбон и тик-ластик, гладкокрашеные темных тонов. Ассортимент подкладочных тканей пополняется тканями новых видов – из хлопколавсановой пряжи с применением химических нитей, что позволяет значительно повысить их износоустойчивость, уменьшить сминаемость и усадочность, что улучшает формоустойчивость готовых изделий.
4. Мебельно-декоративные ткани
Эти ткани вырабатывают в широком ассортименте, предназначаются они для изготовления портьер, драпировок, занавесей, покрывал, скатертей, чехлов, обивки мебели. По структуре мебельно-декоративные ткани очень разнообразны. Для их выработки используют пряжу крученую, однониточную, трощеную, различной линейной плотности – от 200 до 11,7 Текс, в сочетании с химическими нитями. Большое разнообразие структур мебельно-декоративных тканей обусловлено также применением разных видов переплетений: наряду с простыми широко используют мелкоузорчатые, жаккардовые и сложные переплетения. В зависимости от структуры и применяемых видов нитей ткани имеют различную поверхностную плотность – от 80 до 597 г/м2. Ширина тканей 80–170 см. Они бывают гладкокрашеные, пестротканые и набивные. К оформлению мебельно-декоративных тканей предъявляют высокие требования. Внешний вид ткани определяется видом переплетения, подбором цветной пряжи и рисунков, сочетанием цветного и ткацкого рисунков, их колористическим оформлением. В зависимости от структуры мебельно-декоративные ткани подразделяют на следующие виды: гобеленовые, ворсовые, жаккардовые, декоративные, фактурные, набивные, тики.
Гобеленовые ткани – одни из лучших мебельных тканей, имитируют подлинные гобелены (гобелен – высокохудожественный ковер ручного выборочного ткачества, т.е. ткачества по отдельным участкам полотна ткани). Это многослойные жаккардовые ткани, вырабатываемые из разных по цвету и толщине нитей основы и утка. В пределах одного раппорта узора применяют различные переплетения. Гобеленовые ткани имеют большую плотность по основе, они наиболее тяжелые из мебельно-декоративных тканей (356–539 г/м2).
Ворсовые ткани (плюш мебельный декоративный) – тяжелые (520–550 г/м2), с разрезным ворсом на лицевой стороне. В качестве грунтовых нитей используют крученую хлопчатобумажную пряжу, а для ворса – пряжу или нити химического волокна.
Жаккардовые ткани вырабатывают жаккардовым переплетением. Для этих тканей применяют пряжу разной линейной плотности, крученую только в основе или в основе и утке. В зависимости от толщины пряжи и плотности вырабатывают легкие (80–196 г/м2) и более тяжелые (от 220–440 до 710 г/м2) жаккардовые ткани.
Для выработки декоративных жаккардовых тканей используют нити основы разных цветов, а уток – одного цвета, часто черного (макет). Распространены также ткани с одноцветной основой и утком контрастного цвета или из нитей другого вида. Тяжелые жаккардовые ткани заменяют гобеленовые, их применяют для обивки мебели, наиболее пригодны для этой цели репсовые ткани. Из более легких жаккардовых тканей шьют портьеры, драпировки.
Фактурные ткани изготовляют мелкоузорчатым переплетением, чаще комбинированным, из пряжи разной линейной плотности, крученой в основе или в обеих системах, часто с применением фасонных и текстурированных нитей. Выпускают их гладкокрашеными и пестроткаными. Применяют как для обивки мебели, так и для драпировок.
Набивные ткани получают из кардной пряжи средней и вышесредней линейной плотности, простыми (полотняным, саржевым) и мелкоузорчатыми переплетениями. По структуре они аналогичны тканям платьевого назначения, но имеют рисунок, специфичный для портьерных тканей. Тики – набивная или пестротканая полосатая ткань из однониточной и крученой пряжи средней и высокой линейной плотности, полотняного, саржевого и атласного переплетений. Тонкий тик наволочный вырабатывают из крученой пряжи по основе 11,7 ТексЧ2 и 18,6 Текс по утку. Тики изготовляют повышенной плотности, по структуре основоопорными или равно-опорными, с поверхностной плотностью 130–240 г/м2, шириной 65–150 см. Тик некоторых артикулов по структуре представляет собой бязи, гринсбоны, тик-ластик. Предназначены эти ткани для обивки матрацев.
Библиографический список
1. Кукин, Г.Н. Текстильное материаловедение (текстильные полотна и изделия) [Текст]: учеб. для вузов / Г.Н. Кукин, А.Н. Соловьев, А.И. Кобляков. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 2010. – 272 с.
2. Бузов, Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст] / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова. – М.: Академия, 2008. – 448 с.
3. Жихарев, А.П. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности [Текст] / А.П. Жихарев, Д.Г. Петропавловский, С.К. Кузин, В.Ю. Мишаков. – М.: Академия, 2009. – 448 с.
4. Додонкин, Ю.В. Ассортимент, свойства и оценка качества тканей [Текст] / Ю.В. Додонкин, С.М. Кирюхин. – М.: Легкая индустрия, 2010. – 192 с.
5. Савостицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства [Текст] / Н.А. Савостицкий, Э.К. Амирова. – М.: Академия, 2009. – 240 с.
6. Ролдугина, А.Е. Комплексный анализ свойств тканей [Текст] / А.Е. Ролдугина, Н.Л. Ушакова // Современны наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности: материалы междунар. науч.-техн. конф.; ИГТА. – Иваново, 2008. – С. 201–202.
7. Садыкова, Ф.Х. Текстильное материаловедение и основы текстильного производства [Текст] / Ф.Х. Садыкова, Д.М. Садыкова, Н.И. Кудряшова. – М.: Легпромбытиздат, 2009. – 287 с.
8. Соловьев, А.Н. Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов [Текст] / А.Н. Соловьев, С.М. Кирюхин. – М.: Легкая индустрия, 2010. – 215 с.
9. Ролдугина, А.Е. Проектирование качества пакета тканых полотен [Текст] / А.Е. Ролдугина, Н.Л. Ушакова // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. – 2008. – № 2. – С. 111–114.