Шторы из гобеленов с обыкновенными орнаментами выполняли ту же роль. Ковры, одеяла и подушки, скатерти - и тут гобелен имел очень широкое применение. Для таких целей применялись гобелены без сложных рисунков и орнаментов, немарких тонов. Изделие ткалось из плотных и прочных ниток. Такие гобелены служили в какой-то степени даже стенами, разграничивая пространство больших жилых помещений.
Подобные приемы используются и в современных интерьерах, лишь принципиально поменялась точка зрения на гобелен. Он все больше утрачивает свою функциональность, превращаясь в самостоятельный декоративный элемент интерьера.
Достоинство гобелена в том, что он подходит практически для любого интерьера, панно не ограничивает дизайнеров в том, какой стиль выбирать, на какое время ориентироваться. Если вы вознамерились оживить свой интерьер, придайте ему актуальности с помощью гобелена. Ведь это, наверное, наиболее простой и в тоже время самый модный способ привнести изюминку в свой дом.
Гостиная - традиционно наиболее большая комната в доме и в ней обычно не так много мебели. Это своеобразная визитная карточка всего дома, по которой можно говорить о состоятельности и вкусах хозяев дома.
Большое пространство гостиной не нагружается мебелью, как остальные комнаты. Обычно тут ставят мягкую мебель и небольшие столики. Стены при этом остаются открытыми. Это пространство прекрасно подходит для различных произведений искусств, в том числе и крупного размера. Это могут быть копии старинных гобеленов или вытканные копии известных картин. Причем настенные панно оформляются массивными багетами.
В оформлении кабинета актуальны панно небольшого размера, представляющие ансамбль на стенах. Необходимо только выбрать подходящую тематику - столицы Европы, различные цветочные этюды, натюрморты. Всегда в моде геральдические мотивы (герб, коронованный лев, традиционная для средневековья лента с девизом рыцаря, королевская лилия). Это позволит внести в помещение атмосферу серьезности и вдохновит на новые победы. Надо помнить и о том, что гобелены - это роскошное дополнение к мебели из ценных пород дерева, которая нередко встречается в кабинетах.
Плотная структура гобелена позволяет применять его на открытом воздухе в течение длительного времени. Красочные скатерти, накидки, чехлы на подушки и мебель сделают ваш внутренний дворик еще уютнее. Актуальные садовые мотивы в изображении на гобеленах - это различные цветы, животные, натюрморты.
Спальня - место для экспериментов с фактурой гобелена. Тут можно применять как тонкие гобелены ручной работы, так и драпировки "грубой" работы, для обивки мебели. Многие люди любят мягкие, приглушенные тона для спальни, но имеются и исключения, желающие видеть у себя яркие краски в интерьере. Покрывала и подушки являются неотъемлемой частью любой спальни и должны быть сделаны в одном стиле.
На кухне у нас должно быть буйство красок, заряжающее энергией на весь день. Как и в саду, на кухне допустимо использование сложнофактурных, плотных гобеленов. Это и скатерть, и накидки на стулья, и яркий натюрморт в рамке на стене. Все это добавит на кухню домашнего уюта и тепла.
Детская - самая яркая комната в доме, в которой все время царит легкий беспорядок. Наполняя эту комнату обилием текстильных изделий, вы не только предотвращаете болезненные падения малышей, но и позволяете фантазии ребенка проявить себя. Естественно, не должно быть серьезных тем, ребенка могут окружать герои любимых сказок и насыщенные цвета.
Подушки с эльфами, покрывало с картинкой из "Белоснежки и семи гномов", красочное панно с изображением Красной Шапочки и волка, придадут волшебную и добрую атмосферу в детской комнате.
Конечно, современный бизнес не был бы им, если бы не освоил и эту сферу деятельности. С появлением машин, придумали ткацкий станок (см. Приложение Д, рис 1,2). Появились гобелены, произведенные машинами. Они были, естественно, гораздо дешевле в производстве. Это, собственно, привело к доступности гобеленов для людей среднего класса. Так сказать позволило прикоснуться к привычкам и интерьерам царствующих династий.
Безусловно, гобелен машинного производства отличается от ручной работы трудоемкостью, временем, затраченным на его производство, и соответственно, ценой.
Разница бросается в глаза сразу. Ручная работа - это рыхлость фактуры, некоторая неровность линий, это узелки. Там где кончилась нить, мастер продолжает новой.
Машина выдает более ровное пространство. Но, несмотря на это, объемность придается изображению сочетанием нитей разного состава (шелк, котон, шерсть, люрекс). Качество гобеленов различают по толщине нити, плотности плетения, (чем плотнее, тем качественней), диапазоном цветовой гаммы нитей.
Гобелены с парижской улицы Гобеленов - музейное искусство, которое может служить лишь эталоном. Но нельзя отказать себе в удовольствии заполучить частичку прекрасного, нажитого опытом предков.
Шпалеры ткутся вручную. На станке натягиваются нити основы, обычно это нецветной лен. Затем нити основы переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом нити основы полностью покрываются. Шпалеры ткутся частями, которые затем сшиваются между собой (часто отдельные цветовые пятна). Кроме того, так как процесс создания шпалеры трудоемок и требует времени, один ковер обычно выполняют несколько мастеров.
Техника создания шпалер в разное время была различной. Шпалера изготавливается на высоком или низком станке. Различие между этими двумя техниками заключается в основном в расположении нитей основы, горизонтальном - на низком станке и вертикальном - на высоком. Это связано с определённым устройством станков и требует характерных движений при работе. Но в обоих случаях способ создания на рисунке объёма и цветовых переходов одинаков. Нити разного цвета переплетаются и создают ощущение постепенного изменения тона или рельефности. Ткач пропускает нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Изображение на шпалере копировалось с так называемого картона. Картон - это подготовительный рисунок для будущей шпалеры, как бы модель шпалеры в натуральную величину. По одному картону можно создать несколько шпалер, одинаковых, но каждый раз отличающихся друг от друга.
В механическом отношении, техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобеленов может быть только образованный художник, в своём роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветной шерстью и искусных пальцах. Так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточной точностью, он должен быть сведущ в рисунке, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать ещё и полным знанием своих специальных средств.
По способу исполнения гобелены бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в котором основа натянута в отвесном положении; это более дорогой, трудный, но вместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse; другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение, благодаря чему труд работающего значительно облегчается, носят название basse-lisse. Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимается изготовлением исключительно ковров первого рода.
По переводе контуров оригинала, при помощи кальки и угля, на основу ткач ковра haute-lisse помещается с задней стороны своего будущего произведения и начинает работать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всех разнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала. Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета через основу и опутывая ею последнюю, он повторяет эту операцию нужное число раз, а затем бросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другого нюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуется снова. Работа идёт медленно, на маленьком пространстве, причём мастеру приходится то и дело поворачиваться назад, чтобы справляться с помещённым позади него оригиналом, или вставать со своего места, чтобы взглянуть на результат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытный гобеленщик может исполнить, в среднем, не более 28 кв. см. в день, или 4/5 кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней), и правительство за одно лишь тканье каждого кв. метра платит 2000-2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр. То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшим кусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 - 6 человекам, участвовать в исполнении одного и того же гобелена одновременно. Гобеленовская мануфактура сама готовит для себя художников и содержит для них особое училище, в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование и живопись. В 1826 г. к ней присоединена фабрика тканых ковров Савоннери, основанная в 1604 г. и получившая своё название от помещения, где некогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально занимается выделыванием так называемых бархатных ковров для пола и для мебели. Фабрикация ковров basse-lisse, по прекращении её в гобеленовской мануфактуре, производится теперь во Франции исключительно в Бове и Обюссоне.