Для занятий ручным ткачеством требуется совсем не много инструментов. Они почти не изменились за свою многовековую историю. В работе над гобеленом используют стандартный набор инструментов для вышивания (приложение Д, рис.5).
1) Подрамник или пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии, что влияет на качество работы. Для больших работ используют подрамники, выполненные из дерева. Для маленьких тренировочных работ - пяльцы. Подрамник может быть любых размеров, главное чтобы верхняя и нижняя планки выступали вперед (приложение Д, рис.3,4,6).
2) Ножницы. Вам понадобятся нескольких видов: большие - для вырезания ткани; средние, желательно с закругленными концами - для обрезания концов ниток.
3) Молоток и мелкие гвозди нужны для натягивания нитей основы на рамку. Лучше приготовить гвозди с округлой шляпкой (финишные), чтобы они не цепляли нити. Чем тоньше рамка, тем мельче гвозди.
4) Игла с большим ушком, так называемая "цыганская", понадобится вам при обметывании краев готового гобелена. Ушко должно быть настолько большим, чтобы через него можно было провести толстую шерстяную нить, сложенную в два раза.
5) Булавки портновские понадобятся вам для скрепления ткани и бумаги.
6) Ковровая колотушка. Она нужна для того, чтобы плотнее прибивать нити утка к наработанной части ткани. Если колотушку сделать трудно, ее с успехом заменит обычная старая металлическая вилка.
7) Для вязания ворсовых узлов существует нож-крючок, благодаря которому экономится время, а пальцы ткачихи меньше страдают.
8) Челнок. В ручном ткачестве уточную нить можно прокладывать просто руками, но челноки различной формы облегчают работу.
Оборудование рабочего места.
Работа над гобеленовым ковровым полотном достаточно трудоёмка. И чтобы работа шла скоро, следует хорошо приготовиться к ней. Рабочее место должно быть освещено дневным светом.
Если у вас нет специальной стойки для подрамника, воспользуйтесь креслом с большими подлокотниками, на которые можно положить края подрамника и работать как на столе. Можно поставить подрамник на колени и облокотить его на край стола.
Нитки лучше хранить в одном месте, смотанные в тугие клубки. При работе клубок лучше положить в небольшую коробку, где он свободно будет разматываться, а не кататься по всему полу.
Ножницы, иглы, карандаши и другие мелочи очень удобно держать в коробочке, крышку которой можно использовать как коробочку для мусора - обрезков ниток. Надевайте перед работой фартук, чтобы шерстяные волокна не сыпались на одежду.
Гобелен состоит из нитей основы и нитей утка. Роль основы довольно скромная. Она составляет каркас гобелена и не видна в готовом ковре, но без нее он не может существовать.
Задачи утка сложнее. Уточные нити пересекают оснόвные по горизонтали. Именно они создают рисунок гобелена. Требования к утку другие. Его прочность - не обязательное условие. Важно, чтобы нить утка была мягкая, эластичная, без сопротивления окутывала нити основы.
Главным материалом в ткачестве ковров и шпалер всегда была овечья шерсть.
Использовали в ковроделии и верблюжью, козью шерсть, конский волос. Шелк употребляли в старинных шпалерах для изображения освещенных и светлых мест рисунка. Чем лучше качество шерсти, тем изящнее будет выглядеть ваше изделие. Удобна в работе и грубоватая ковровая полушерсть. Синтетические волокна делают ее более жесткой и прочной.
Растительные волокна - лен, хлопок, джут, сизаль и другие - встречаются в гобелене редко. Зато искусственные и синтетические волокна современные художники применяют наряду с шерстью.
В наше время в гобелене используют самые неожиданные текстильные и даже не текстильные материалы: полоски ткани, трикотаж, тесьму, паклю, шнуры, металлические нити, кожу, кусочки стекла, зеркала, дерева и т.п.
С тех давних пор, как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились. Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основой, а горизонтальные жерди - утком. Ручное ткачество основано на технике так называемого полотняного переплетения основы и утка.
1) Перед началом работы подготовим деревянную раму.
1) Прежде всего, выполняем эскиз к будущему гобелену.
2) Далее следует решить, каким будет размер изделия и его форма. Наиболее удобна в ткачестве прямоугольная (по горизонтали или вертикали) и квадратная формы. Сложнее выполнить круг или овал. Впрочем, можно использовать и любые нестандартные очертания изделий.
3) Третьим этапом в изготовлении гобелена будет создание основы, а в качестве ткацкого станка может быть использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющие основу нити должны быть льняными - достаточно прочными и не тянуться. При сновке не следует натягивать нить слишком сильно. Слабое натяжение тоже не годится - ткань получится дряблой. В обоих случаях уток в дальнейшем будет трудно прокладывать.
4) Далее следует определить, какие нити больше соответствуют замыслу: традиционная шерсть, блестящий шелк, грубоватый лен или какой-то другой материал.
5) Плетение. Приступая к технической работе, следует знать основные техники плетения. Опираясь на них можно создать очень индивидуальное изделие или выработать собственный стиль в работе.
технология гобелен обработка материал
· Закрепление утков на общей нити основы. Уточные нити разного цвета, идущие с противоположных сторон, доводят до общей нити основы и поочередно закрепляют на ней (Приложение Е, рис.1).
· Сцепление утков между собой. Цветные уточные нити доводят до границы с цветом, переплетают и возвращают на исходные позиции (Приложение Е, рис.2).
· Ткачество с просветами. В этом методе обвива уточные нити не соприкасаются и между ними остается щель (реле). Реле может зашиваться с изнанки или оставаться в качестве декоративного элемента. Ткачество с просветами может идти как на прямую нить, так и на косую (Приложение Е, рис.3).
· Ткачество с использованием соединительной нити. Применяется для ткачества с просветом, когда нужно не заметно скрыть щели. Для этого между слоями уточных нитей прокладывается тонкая нить, скрепляющая две половинки (Приложение Е, рис.4).
· Паласная техника. Так же применяется для плетения на разные нити основы. Компенсируя соединение зигзагообразное формой выкладывания нитей. Эта техника прочно сцепляет между собой два цвета и не дает уплотнения на тканой основе (Приложение Е, рис.5,6).
· Двойное соединение. Нити утка сцепляются между нитями основы (Приложение Е, рис.7).
В создании современных гобеленов часто используют ковровые техники плетения. Они позволяют добиться объема или фактуры в тех участках, где это требуется. Наиболее часто используют:
· Узел гиордес. Узлы располагаются в шахматном порядке, между рядами узлов прокладывается уточная нить в два ряда (Приложение Е рис.9).
· Узел Сенне. Отличается от узла гиордес тем, что узлы открыты налево, а не раскрываются в центре (Приложение Е, рис.8).
· Обвивка. Обвивку часто используют для создания контура, черного или белого, поскольку он объединяет всю композицию. Толстая рельефная линия обогащает фактуру гобелена (Приложение Е, рис.10,11).
6) Заключительным этапом работы (так же как и начальным) является плетенка-цепочка. После чего необходимо убрать планку и срезать гобелен с рамы. Нити основы желательно отрезать около гвоздей, поскольку ее концы необходимо завязать узелками справа налево. Две последние нити завязываются обычным узлом. Затем правую нить откидывают на изделие, а левую связывают со следующей и т.д. В результате все нити окажутся на изнаночной стороне (Приложение Е, рис.12). Теперь остается только приметать их иголкой с ниткой. Готовый гобелен нужно отпарить утюгом через влажную марлю (кроме ворса и петель)
Для гобелена выбрана тема "абстрактное дерево". Идея эскиза взята с летнего наброска (Приложение Ж, рис.1). Предварительный эскиз, карандашом, вписан в квадрат (Приложение Ж, рис.2). Для проработки деталей делаем два дополнительных эскиза в цветном (Приложение Ж, рис.4) и черно-белом варианте (Приложение Ж, рис.3). Опираясь на полученною разработку выполняем эскиз в цвете в натуральную величину (Приложение Ж, рис.5). И так, выбрана цветовая гамма, определен размер и формат будущего изделия.
Далее следует определиться с оформлением и технологией изготовления. Для достижения максимальной схожести с эскизом выбираем ткачество с просветами. Оно не оставляет швов и дает большую свободу для творчества. Предполагаем будущий гобелен, как подвесной. Его оформление заключается в подвешивании на деревянную основу. Для того чтобы зрительно вытянуть и украсить изделие - снизу полотно можно украсить кистями из цветных ниток.
Что выполнить свой первый гобелен необходимо рассмотреть ряд аналогов. Достаточно несколько работ, на примере которых можно определиться техникой или подчеркнуть что-то в дополнение к уже готовой работе (Приложение Г).
Работы, подобранные в приложении, каждая по отдельности выглядит очень индивидуально. Обобщающим фактором является контрастность цветовой гаммы. Все они построены на контрасте локальных цветовых пятен и нюансных дополнениях, в качестве штриховки.
Наиболее четко просматривается этот прием в примере 1 (Приложение Г, рис.4). На рисунке изображена церковь с прилежащей территорией. Работа очень абстрактна и лаконична в цветовом решении. На первый взгляд читается всего пять основных цветов: голубой, синий, желтый, коричневый и оранжевый. Суть этой работы в ее нюансном решении некоторых пятен, что делает работу более сложной, а значит и более интересной для зрителя.