В примере 2 (Приложение Г, рис.2) мы видим обратную картину в плане цветового отношения. Каждый кусочек является сложным сочетанием нескольких видов ниток. Но цвет, в этой работе - это не то, что заинтересует зрителя. Изделие смориться за счет оригинального эскиза и рельефности. Это крупные петли, разная толщина нитки, нашивные детали в виде жгутов и косичек.
Немаловажную роль в гобелене играет его оформление. Наиболее распространенные способы - это натягивание на раму или подвешивание на твердой основе. Для итоговой работы выбран подвесной гобелен. Пример 3 (Приложение Г, рис.1,6) может рассказать нам об оформлении нижнего края гобелена. На рисунке 1 мы видим подвесной гобелен с изображением птицы, нижний край которого заканчивается нитками на выпуск в хаотичном порядке. Нитки имитируют продолжение хвоста и придают визуальную легкость изделию, что вполне соответствует основной идее. На рисунке 6 выпускаются три пучка нитей, которые являются продолжением деревьев. За счет этого гобелен не смотреться обрубленным и выглядит завершенным.
Работа с материалом - это наиболее ответственный пункт работы. Рассмотрев ряд аналогов можно сделать вывод: от того какие и в каком отношении выбраны материалы зависит 90% работы.
Для итоговой работы выбрана техника ткачества с просветами, т.е. нитки не переплетаются между собой. Это дает широкую возможность для подбора нитей, толщина и фактура не имеет значения, с технической точки зрения.
В работе над гобеленом использовались тонкие и толстые буклированные шерстяные нити, а так же средней толщины хлопковые. Сочетание материалов по толщине и фактуре придает работе не много объема. Для локальных пятен подойдут хлопковые нити. Они яркие, не тянутся и не дают усадки при отпаривании. Для нюансных деталей, переходов и штриховок идеальны тонкие шерстяные нити. Единственный их минус - усадка, это стоит учитывать в работе. Для ствола дерева отлично подошла толстая, грубая шерстяная нить.
Многое зависит от цвета материала с которым работаешь. Итоговая работа выполнена в родственной цветовой гамме, акцент сделан на контраст цветовых пятен по светлотности. Использовано четыре основных цвета: желтый, синий, зеленый и коричневый. Каждого по три мотка с различным оттенком. Кроме того вышивая в две нити можно добиться новых цветовых оттенков.
Гобелены имеют простую технику плетения, но требует от мастера много терпения, опытности и художественных познаний: хорошим ткачом гобелена может быть только образованный артист, в своем роде живописец, отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не в полотне, палитре красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках с разноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходится воспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, и притом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточною точностью, он должен иметь познания в живописи, колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того, обладать еще и полным знанием своих специальных средств.
Приложение А
История гобелена
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Приложение Б
Гобелен в современном интерьере
Рисунок 1. Рисунок 2.
Современные работы выполненные в технике гобелен
Рисунок 1. Рисунок 2.
Рисунок 3.
Приложение Г
Основные приемы плетения
Рисунок 1. Закрепление утков на общей нити основы
Рисунок 2. Сцепление утков между собой
Рисунок 3. Ткачество с просветами Рисунок
4. Использование соединительной нити
Рисунок 5. Паласная техника Рисунок 6. Паласная техника
Рисунок 7. Двойное соединение
Рисунок 8. Узел Сенне Рисунок 9. Узел Гиордес
Рисунок 10. Контурная обвивка Рисунок 11. Встречная обвивка
Рисунок 12 (а, б). Заключительный этап работы над гобеленом