В прошлом десятилетии большинство кластеров специализировалось на производстве потребительских товаров и создавалось с целью повышения конкурентоспособности отдельных регионов и территорий. На рубеже XXI в. стали появляться промышленные кластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, дизайном, экологией, логистикой, производством биомедицинских препаратов и т. п. Инновационная ориентированность кластеров постепенно возрастала, и сегодня она является важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность кластерных образований. Последние формируются там, где ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши» (таблица) [6, с. 160].
Таблица
Основные отраслевые направления кластеризации экономики некоторых стран
Отраслевые направления | Страна |
Электронные технологии и связь, информатика | Швейцария, Финляндия |
Биотехнологии и биоресурсы | Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия |
Фармацевтика и косметика | Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия |
Агропроизводство и пищевое производство | Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды |
Нефтегазовый комплекс и химия | Швейцария, Германия, Бельгия |
Машиностроение, электроника | Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцарии |
Здравоохранение | Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды |
Коммуникации и транспорт | Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия |
Энергетика | Норвегия, Финляндия |
Строительство и девелопмент | Финляндия, Бельгия, Нидерланды |
Легкая промышленность | Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия |
Лесобумажный комплекс | Финляндия |
Действительно, как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающих экономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономический рост обеспечивают, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новых технологий. Учитывая, что современные конкурентные преимущества практически полностью обусловлены преимуществами в технологиях производства, управления, организации продвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономической системы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма и современных концепций инновационного развития. В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании национальных инновационных систем (НИС).
Большая вовлеченность в инновационную деятельность кластерных компаний подтверждается статистическими исследованиями. Показательны результаты проведенных в ЕС исследований роли кластеров в развитии инноваций (рисунок): инновационная активность кластерных компаний выше - около 60%, в то время как вне кластеров - около 40-45%.
Действительно, считается, что кластеры обладают большей способностью к нововведениям вследствие следующих причин:
фирмы - участники кластера способны более адекватно и быстрее реагировать на потребности покупателей;
участникам кластера облегчается доступ к новым технологиям, используемым на различных направлениях хозяйственной деятельности;
в инновационный процесс включаются поставщики и потребители, а также предприятия других отраслей;
в результате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на НИОКР;
фирмы в кластере находятся под интенсивным конкурентным давлением, которое усугубляется постоянным сравнением собственной хозяйственной деятельности с работой аналогичных компаний [7].
В отличие от традиционных промышленных кластеров, инновационные кластеры представляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, их поставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупные исследовательские центры и университеты, являясь генераторами новых знаний и инноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона. Появляется возможность координации усилий и финансовых средств для создания нового продукта и технологий и выхода с ними на рынок. По сути дела, в рамках кластера становится возможным выстраивание замкнутой технологической цепочки - от создания продукта до его производства и вывода на рынок.
Следует отметить еще одно отличие инновационных кластеров от традиционных промышленных, которое определяется созданием в их рамках преимущественно экспортно-ориентированной продукции и технологий, т.е. внутрикластерные конкурентные преимущества оказываются значимыми в международном масштабе.
Несомненным преимуществом для усиления инновационной компоненты в кластерах является особенность их функционирования: уход от жесткого управления, присущего холдингам и другим подобным структурам, и переход к гибким сетевым структурам, способным повысить активность агентов-инноваторов (авторов инновационных идей), адаптивность и восприимчивость агентов-имитаторов (реализующих инновационные идеи) и реактивность агентов-фасилитаторов (обеспечивающих финансовыми и другими ресурсами этот процесс) [8, с. 10]. Такая гибкая сетевая структура обеспечивает эффективную трансформацию изобретений в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества.
Родоначальником инновационных кластеров принято считать американскую Кремниевую долину, на территории которой находится около 87 тыс. компаний, 40 исследовательских центров и десяток университетов, крупнейший из которых — Стэнфорд. Между университетом и частным сектором налажен постоянный обмен информацией и «заряженными» новаторским духом людьми. Обслуживают кластер около трети американских венчурных фирм (180 компаний), 47 инвестиционных и 700 коммерческих банков, которые так или иначе финансируют деятельность компаний [9].
Такой объем инновационной деятельности позволил Кремниевой долине стать лидером национального экспорта, и на нее приходится 40% экспортной торговли Калифорнии. Во всем мире технорегионы стараются повторить успех долины, вплоть до подражания в названиях: Кремниевое плато в Бангалоре (Индия), Кремниевый остров в Тайване, Кремниевое болото в Израиле.
Следует особо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий. Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимой руке рынка», прежде всего при модернизации ТНК, то в последнее время правительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе в рамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимое материальное и моральное содействие.
Современная государственная политика в области поддержки кластеров, определяется многими национальными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать в виде:
конкретной политики с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, которая охватывает ряд промышленных секторов и различные аспекты развития кластеров;
политики, сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевые взаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскими организациями;
политики как элемента других стратегий экономического развития3;
общей цели в серии других несогласованных мероприятий, нацеленных на конкретную отрасль, например, в Арве Вели (Франция), где мероприятия местного и национального уровня нацелены на развитие металлообрабатывающей промышленности в регионе.
Разнообразие проводимой политики определяет и многообразие направлений и форм государственной поддержки инновационных кластеров, среди которых:
прямая финансовая поддержка специфических проектов;
обеспечение выполнения административных процедур;
предоставление знаний или других составляющих инфраструктуры;
снижение налогов на исследовательские и инновационные расходы;
снижение налогов на другие расходы, не связанные с исследованиями и разработками, инновациями;
организация публичных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.);
обеспечение сетей с университетами, администрацией;
обеспечение сетей с фирмами;
поддержка в развитии инкубаторов;
поддержка в улучшении репутации региона (кластера);
обеспечение передачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.);
обеспечение транспортных связей с другими кластерами или географическими областями.
Важное значение в реализации государственной поддержки развития кластеров за рубежом имеет формирование специальной инфраструктуры.
Как правило, реализация кластерных стратегий предполагает наличие грантообра-зующих фондов (институтов, агентств), поддерживающих кластерные инициативы: например, Национальное агентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска и классификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет по конкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) [9]. Кроме того, формируются специальные институты, способные эффективно выполнять функции по развитию, построению сетевых структур и их интернационализации. К ним относятся центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США), консалтинговые, маркетингово-аналитические и брендинговые компании (Economic Competitiveness Group (США), Центр маркетингово-аналитических исследований (Казахстан); институты и агентства, входящие в кластерные инициативы (Мюнхенский технический университет). Неотъемлемой частью инфраструктурного обеспечения кластерных стратегий является создание бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон, которые, по сути дела, являются катализаторами образования промышленных кластеров.