Конструктивно курган состоит из насыпи и погребальной камеры (деревянной или каменной). Собственно захоронение (захоронения) может представлять собой довольно сложно организованную структуру, включать следующие архитектурные элементы: укрепленный свод, арки, контрфорсы, систему кронштейнов, опоры, колонны, дромос (крытый коридор, иногда в виде лестницы), тоннели и ходы, двери, окна; иметь богатый интерьер, внутреннюю отделку (штукатурка, обмазка глиной, драпировка стен камеры тканями, мехом, войлоком и т.п.).
Для сооружения насыпи использовались разные строительные материалы (грунт, щебень, камень - от простых валунов до плит и обработанных блоков, дерево, также иногда обработанное, кирпич-сырец, камыш и т.п.). Поверхность насыпи, как правило, укреплялась (дерновые брикеты, валики, камень, бревна). Исследователи отмечают, что в подборе камней, каменных плит, блоков, деревянных срубов, бревен, грунта наблюдалась определенная система [2]. Необходимые материалы для царских курганов нередко привозили из отдаленных мест. Об этом свидетельствует тот факт, что часто при значительных размерах насыпи, требующих нескольких сотен кубометров грунта, поблизости не обнаруживается следов старых карьеров и других мест возможного забора насыпного материала.
Часто вокруг насыпи кургана устраивали подпорную каменную стену (так называемую крепиду), препятствующую ее размыванию. Помимо крепид довольно часто устраивали валы и рвы. Уже в процессе сооружения насыпи в ее слои иногда помещали ритуальные предметы (стрелы, части повозок и др.).
Очевидное умение сочетать разнородные материалы, учитывать их свойства при сооружении захоронений, а также схожесть их конструкции позволяют предположить, что сооружали курганы люди, обладающие соответствующими инженерными познаниями, и что при этом использовались хотя бы простейшие подъемные рычаги и приспособления. Интересно, что Геродот называет в числе традиционных обязанностей скифских царей руководство строительством курганов.
Создание насыпи было одним из наиболее трудоемких этапов в строительстве курганов. По подсчетам специалистов, объем только первичной насыпи кургана Толстая могила (один из богатейших скифских курганов, IV в. до н.э., Днепропетровская обл., Украина) составлял 12 000 куб. м. Сооружение подобной насыпи требовало до 12 000 человеко-дней [10]. На примере курганов Семиречья подсчитано, что сооружение насыпи крупного кургана требовало до 65 000, а среднего - до 1700-2000 человеко-дней [8].
Для курганов саков, особенно на территории Казахстана (например, знаменитый Бесшатырский могильник - замечательный памятник архитектуры в долине реки Или, включающий более 30 курганов высотой до 105 м и датирующийся V-IV в. до н.э. [8]), характерны многослойные пирамидальные конструкции с чередованием камня (панцирная кладка), щебня и грунта, отдаленно напоминающие пирамиды майя, ацтеков [9]. В Бесшатырских курганах имеется сеть подземных тоннелей. Вокруг курганов сохранились многочисленные менгиры и восьмикаменные кольца, вероятно, предназначавшиеся для совершения обходных ритуалов. Исследователи полагают, что их расположение подчиняется определенной иерархии и соответствует местонахождению юрт представителей разных родов.
Уже упоминавшийся саглынский Улуг-Хорум, наиболее масштабный из известных в Тыве курганов-храмов солярного культа, расположен у северной границы котловины Больших озер Монголии. В плане Улуг-Хорум, в котором нет захоронений, относящихся ко времени его сооружения (имеются только более поздние, так называемые «впускные» захоронения), представляет собой гигантское колесо с 32 спицами-лучами в окружении более чем 400 колец-жертвенников. Колесо - один из наиболее распространенных символов солнца, олицетворяющий не только собственно светило, но и его движение. Вспомним в этой связи и удивительные памятники на территории Монголии - так называемые керексуры (в переводе с монгольского - «кыргызские гнезда») [13] - погребальные насыпные сооружения, окруженные каменными выкладками в виде солярных знаков и сопровождаемые цепочками стел, называемых оленными камнями.
В культуре кочевых народов курганы принимали на себя храмовые (протохрамовые) функции. Существует точка зрения, что по расположению курганов часто определялись условные границы владений. Их использовали в качестве географических ориентиров, им давали имена, и со временем эти имена закреплялись в местной топонимике.
Курганы, распространенные почти по всему миру, характеризуются сходной вертикальной организацией, что может говорить о сходстве у разных культур представлений о «вертикальной» картине мироустройства. Горизонтальная структуре курганов соответствует конкретному характеру хозяйственной, бытовой деятельности и в то же время олицетворяет некий общий космический порядок, признанный обществом определенной культуры. Внутренняя планировка курганов зачастую повторяет планировку жилья, хозяйственных дворов или, как в случае погребального комплекса Цинь Шихуанди, план определенного города.
В истории Японии период с III до начала VI века н.э. обозначается словом «кофун» («курган»), так как в это время большое распространение приобретает возведение курганных усыпальниц представителей знати. Вокруг кургана устраивали ров, сразу за ним строили ограждение из глиняных цилиндров - ханива. Изгородь из глиняных столбиков окружала магическое пространство, внутри которого размещали скульптурные изображения людей за разными занятиями, животных, постройки, утварь. А в эпохи Мамояма и Эдо курганы и ритуальные выкладки стали использоваться как элементы садов камней. Интересно, что на территории современного Кыргызстана существуют памятники, по формальным признакам сопоставимые с более совершенными японскими каменными садами [14].
До наших дней курганные комплексы дошли в разной степени сохранности (к сожалению, их разграбление и разрушение происходило начиная со Средневековья). Например, на территории Кыргызской Республики имеются как объекты в первозданном состоянии (курганы Чон-дебе возле озера Сон-куль), так и вошедшие в структуру населенных пунктов и сохранившиеся в значительной мере по счастливой случайности сооружения (курганы возле села Александровка). Часть курганов была полностью уничтожена при строительстве Большого Чуйского канала и Токтогульского водохранилища, часть - разрушена до определенной степени (возле аэропорта «Чолпон-ата»). В некоторых случаях памятники «выживают» за счет удачного расположения - на современных заповедных и охраняемых ландшафтных территориях.
Между степными пирамидами и всемирно известными пирамидами много общего. Сегодня ни для кого не секрет, что следы тюркского языка прослеживаются в языках некоторых племен американских индейцев, генетически родственных алтайским племенам [16]. Значение Центральной Азии, в том числе Алтая, для мировой культуры все еще остается не до конца понятым. И тем важнее изучение и сохранение расположенных на этих территориях древних сооружений, которые обещают не только новые открытия в науке, но и соприкосновение с удивительным миром наших предков.
Список литературы
1. Микулина Е.М. История садово-паркового искусства и эволюция среды. Автореф. дис. … докт. архитектуры. М., 1984.
2. Ольховский В.С. Погребально-поминальная обрядность населения степной Скифии (VII-III вв. до н.э.). М.: Наука, 1991.
3. Кубарев В.Д. Курганы Сайлюгема. Новосибирск, 1992.
4. Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана. Алма-Ата: Галым, 1994.
5. Солтоноев Б. История кыргызов. Бишкек, 1993 (на кыргызском языке).
6. Silverberg R. Mound Builders of Ancient America: The Archaeology of a Myth. Greenwich, CT: New York Graphic Society, 1968.
7. Марков Е.Г. Социальная структура и общественная организация древних и средневековых кочевников. Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово, 1980.
8. Акишев К.А., Кушаев Г.А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963.
9. Молони Нора. Археология (сер. Оксфордская библиотека) / Пер. с англ. Викторова И.И. М.: Изд. дом «Росмэн», 1996.
10. Мозолевский Б.Н. Товста Могила. Киев, 1979.
11. Грач А.Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, главная редакция восточной литературы, 1980.
12. Насирдинова А.М. Сакральная архитектура кочевого мира (семиотический подход). Бишкек, 2007.
13. Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука, 1989.
14. Насирдинова А.М. Киргизские каменные сады // Архитектура, строительство, дизайн. 2004. № 3.
15. Насирдинова А.М. Архитектура культовых сооружений кочевого мира (семиотический подход). Автореф. дис. … канд. архитектуры. 18.00.01. Бишкек, 2004.
16. Захаров И.А. Центр Азии - прародина аборигенов Америки? // Наука в России. 2003. № 1(33).