Смекни!
smekni.com

Крытые горнолыжные комплексы: особенности проектирования и современные тенденции (стр. 3 из 3)

Нелинейная архитектура - это попытка выйти за пределы евклидовой геометрии, построенной на рациональных формах, ограниченных гладкими поверхностями, к криволинейным поверхностям, принципиально несводимым к плоскости как таковой. Создание искусственного рельефа как среды жизнедеятельности человека - это ли не достойная задача для нелинейной архитектуры?

Именно нелинейный подход к созданию образа здания горнолыжного курорта будущего предлагает мастерская М. Хазанова для комплекса «Московские Альпы».

Эстетика такой архитектуры в чем-то близка к деконструктивистской, хотя образно тяготеет, скорее, к органической архитектуре, к гаудианскому и штейнеровскому модерну. Но если органическая архитектура перелома XIX-XX веков была рукотворна, то современная нелинейная архитектура возникает как бы в соавторстве архитекторов с компьютером и рассчитана на высокотехнологичное воплощение.

Именно в этом видится основная проблема с реализацией подобных проектов. Новейшая техногенная тенденция в российской архитектуре до настоящего времени не развита: не поддержана технически, не востребована заказчиком в силу совокупности социально-исторических факторов. Нелинейный эксперимент, требующий привлечения дорогостоящих технологий, пока недоступен российскому профессионалу. Его отражение, такое как проект комплекса «Московские Альпы», можно увидеть лишь в эстетических предпочтениях некоторых архитекторов.

Автор настоящей статьи предлагает к рассмотрению свою концепцию многофункционального спортивного комплекса для всесезонных занятий горнолыжным спортом «Московские Альпы» на основе эскизного проекта.

Одна из идей проекта - придать объекту творчества смысл игры. «Игра», с точки зрения автора, в первую очередь проявляется в контекстуально-средовом подтексте. Проектируемый участок располагается в пойме реки Котловки, на территории старой промзоны. Начиная с 20-х годов прошлого столетия здесь было развернуто активное строительство промышленных сооружений. Основная масса старейших из них построена в стиле конструктивизма. Поэтому в проекте присутствуют хорошо узнаваемая эстетика и готовая система приемов конструктивизма (конструктивные особенности каркасной системы, а также принципы взаимодействия формы и функции здания).

Форма плана нижней части сооружения неоднозначно отсылает зрителя к источникам в архитектуре авангарда. Стилобатная часть здания, выходящего фасадами на красную линию застройки, - это фабрика: фабрика-кухня, фабрика спорта, фабрика развлечений. Верхняя олицетворяет «технологический процесс» катания на лыжах по принципу павильона «Махорка» Константина Мельникова. Углы наклона крытых трасс, места их пересечения и, как следствие, формообразование всего объекта в целом подчинены действу лыжного спуска. Однако по мере повышения уровней система становится все менее конструктивной и на верхних уровнях почти превращается в органическую. Схема плана на отметке выхода на естественный рельеф напоминает остов гигантского насекомого, раскинувшего свои конечности-трассы. Ощущение деконструкции усилено оформлением отдельных элементов здания, таких как технологические башни, поддерживающие пространственные короба трасс, и крыша-оболочка бассейна.

Волнующие ощущения, вызываемые эстетикой здания, представляют собой еще один элемент «игры», игры со зрителем, с его эмоциями. С одной стороны, образ здания будоражит и беспокоит, с другой - притягивает и манит войти внутрь, приобщиться к «игре». Приблизительно такие же чувства возникают у посетителей аттракциона «американские горки».

Еще одним важным аспектом художественного облика здания является цвет. Для людей, увлекающихся горными лыжами, выбранные цветовые сочетания обладают конкретным смыслом. Примерно так же, как на автодорогах действуют единые правила дорожного движения, в горнолыжном спорте существует интернациональная градация трасс по цвету в зависимости от степени сложности: зеленые - для новичков, синие - для любителей, красные - для профессионалов. Симбиоз цвета и определенного угла наклона конструкции крытой трассы, на которую он наложен, придает объекту дополнительный эмоциональный смысл.

Одним из главных достоинств представленного проекта автор считает достаточную простоту конструктивного решения, воплощение которого не требует особых, пока недоступных российскому автору техногенных процессов и инвестиций.