Фактура — поверхность формы — создает внешний вид изделия и определяет его зрительный образ. Применение в одной модели материалов разных фактур дает возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур, в которых композиция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую.
Для конца 1990-х гг. характерны насыщенность и перегруженность моделей объемными поверхностями. В это время появились новые, порой парадоксальные сочетания: легкие прозрачные ткани соединялись с кожей, мохером, натуральным или искусственным мехом. Эти рискованные сочетания раньше никогда не использовались в моделировании одежды.
Металлизированные, с различным блеском ткани, трикотаж и другие материалы переходят из нарядной одежды в повседневную. Фактура насыщается объемными дополнениями: ворс, узлы, букле, кисти, торчащие перья, жгуты — все это увеличивает общую массу изделия, в то время как гладкая поверхность придает изделию легкость, пластичность, зрительно уменьшает объем. Кроме того, идет развитие мятых, гофрированных, плиссированных и складчатых поверхностей.
Новым приемом в моделировании одежды является сочетание в одном изделии традиционных отделок и активных насыщенных фактурных поверхностей.
Современные рисунки тканей характеризуются большим разнообразием:
- пространственные в стиле «оп-арт»;
- космические;
- линейные (чертежи и схемы);
- декоративные в «национальном» стиле, например, стран Латинской Америки;
- цветочные;
- имитирующие разные фактуры;
- геометические: клетки, круги, квадраты, ромбы, зиг-заги;
- много рисунков в стиле «компьютерной графики» от отдельных мотивов до крупных монокомпозиций.
3. Модные отделки сезона
Пожалуй, сегодня один из самых распространенных и эффектных вариантов отделки – окантовка. Она идеально подходит для любых видов ткани, для любого типа одежды, для любых обстоятельств – от самых обыденных до самых торжественных.
Наиболее распространенный вариант – использование канта (как правило, контрастного тона) по краям одежды. В первую очередь это низ рукава, полочки, подол, воротник. Таким образом можно освежить в том числе и верхнюю одежду, которая будет выглядеть по-новому и существенно отличаться, скажем, от вашего осеннего или зимнего облика.
Классическое узкое пальто английского типа или более кокетливое укороченное пальто А-образного расклешенного книзу силуэта, но яркая контрастная окантовка сыграет одинаково эффектно свою роль в обоих случаях. Оптимальный вариант – кант средней ширины по обшлагам рукавов, вдоль полочек, на воротнике. Уместна окантовка на карманах.
Наиболее интересными кажутся следующие цветовые варианты:
черное и белое,
красное и белое,
красное и черное,
серое и красное,
синее и белое,
черное и желтое.
При этом желательно заменить и пуговицы. Если на черном пальто делается красный или белый кант любой ширины, то и пуговицы должны быть такого же цвета. К тому же они должны быть откровенно декоративными, крупными и интересной формы, чтобы сами по себе могли привлечь внимание.
Кроме того, интересно выглядит кант, если он является контрастным не только по цвету, но и по фактуре. Скажем, на твидовом пальто – кант из атласа.
Столь же эффектно выглядит окантовка и на других видах дамской одежде. Например, кант прекрасно может освежить деловой костюм. Правда, здесь стоит избегать слишком ярких цветовых сочетаний, однако даже в коллекции от Chanel, которая является символом вечной женственности и элегантности, классические костюмы-двойки из буклированной шерсти украшены разнообразными кантами (в первую очередь на рукавах и воротнике).
Но канты в этом сезоне могут быть, вообще-то, практически в любом месте, не обязательно по краям одежды. Ленты из ткани любой фактуры могут располагаться на спине, боках, на полотнище юбки, вдоль швов жакета, в виде своеобразных лампасов на брюках. Они могут располагаться параллельно друг другу или пересекаться, создавая сложные геометрические рисунки в стиле арт-деко. Очень интересным может быть вариант одинаковых по тону тканей, но разной фактуры (например, жемчужно-серая буклированная шерсть и кант из гладкого жемчужно-серого шелка).
Похож на канты и другой вид декоративной отделки – бордюры.
По форме и расположению они буквально повторяют окантовку, однако отличие бордюров – цветной геометрический или растительный рисунок. Пожалуй, именно цветные бордюры (вышитые или набивные) являются одним из самых древних видов отделки дамской одежды и встречают на многих портретах знаменитых красавиц прежних эпох.
Бордюры могут быть выполнены в том числе и в фольклорном стиле, тем более, что, скажем, в русской (или шире – славянской) народной одежде бордюры использовались в массовом порядке и со вкусом. Более современные варианты – аппликации из разнофактурных кусочков ткани, вышивка с помощью бисера и даже цветных пуговиц разного размера.
Как ни странно, но в нынешнем сезоне в качестве актуальной и довольно необычной отделки можно использовать плиссировку. Нам более знакомо плиссе в качестве оформления юбки или, скажем, открытых топов из тонких легких тканей. Оказалось, что плиссировка эффектно смотрится и как элемент декора. Можно пустить традиционную оборку по краю платья или юбки, а можно плиссированную. Можно сделать вставку-кокетку из плиссировки, можно завязать воротник-стойку большим пышным бантом, также из ткани с мелкой плиссировкой.
Сами оборки также могут стать тем оригинальным элементом, который освежит привычный облик. Широкая, узкая, одинокая или многослойная оборка может располагаться (точно так же, как и окантовка) в любом месте. Ее можно пустить по краю – на рукавах, полочках, воротнике, полах пальто или жакета; вдоль швов; по косой на полотнище юбки или полочках жакета; по краю накладных карманов.
Поскольку один из основных девизов наступающего сезона – выдающиеся объемы, то чем больше будет оборок, чем более многослойным их сочетание, тем актуальнее.
Список используемых источников:
1. Шрейдер Валери Ван Арсдейл. Декоративная отделка одежды. Ниола-Пресс, 2008 г. - 128 с.
Приложение №1
Использование канта для верхней одежды
Использование разнофактурного канта
Приложение №2
Использование бордюров в качестве отделки
Приложение №3
Использование в качестве отделки плиссировки
Приложение №4
Отделка рюшами
Отделка руликом
Отделка защипами
Приложение №5
Отделка воланами
Отделка бейкой по швам