Смекни!
smekni.com

Состояние и пути совершенствования социально-культурной деятельности музеев на примере госуда (стр. 7 из 8)

Создается локальная сеть, объединяющая участников проекта «Русский музей: виртуальный филиал» (музеи, университеты, школы). Сеть даст возможность: в реальном времени увидеть события, происходящие в Русском музее (открытие выставок и т.п.); обмениваться новостями; получить доступ к новым мультимедийным программам, специально разрабатываемым Русским музеем; проводить дистанционное обучение.

В рамках создания сети виртуальных филиалов проведены сеансы видео-конференц-связи между Русским музеем и Калининградской государственной художественной галереей, Пермским Государственным Университетом им. А.Горького, Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова, Южно-Уральским государственным университетом. 14 декабря 2008 года состоялся сеанс видео-конференц-связи между Государственным Русским музеем и Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского.

Центры «Русский музей: виртуальный филиал» существуют на базе учреждений образования и культуры.

Деятельность центров, открытых в университетах (Нижний Новгород, Саратов, Пермь, Педагогический университет им. А.И.Герцена в Санкт-Петербурге, МГУ им М.В.Ломоносова) включена в учебный процесс. На базе центров проводятся занятия по курсу «Мировая художественная культура» и другим курсам гуманитарной направленности.

Центры, созданные в музеях (Самара, Петрозаводск, Калининград, Мурманск Пермь, Тверь, Екатеринбург), проводят работу как с индивидуальными посетителями, так и с группами по заявкам школ, детских садов, колледжей и ВУЗов.

В Ленинградской области филиалы открываются на базе центров информационных технологий (учреждений дополнительного образования) и в домах культуры. В центрах проводятся лекции по истории изобразительного искусства и архитектуры, олимпиады: для школьников, методические семинары для преподавателей школ и дошкольных учреждений.

Первый зарубежный филиал был открыт в Эстонии на базе библиотеки г.Кохтла-Ярве. Кроме посетителей библиотеки филиал посещают библиотекари из другого городов, представители местного самоуправления, директора школ, детских садов, домен творчества и художники.

Центр «Русский музей: виртуальный филиал» доступен самой широкой аудитории и дает возможность знакомства не только с Государственным Русским музеем, но и с историей русской культуры. Открытие центров Государственного Русского музея является новым этапом интеграции музея в единое культурно-информационное мировое пространство.

В настоящее время центры «Русский музей: виртуальный филиал» открыты в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Сосновом Бору, Лисьем Носу, Киришах, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Калининграде, Мурманске, Перми, Москве, Твери, Екатеринбурге, Кохтла-Ярве (Эстония), Челябинске.

Говоря об издательской деятельности музея, можно отметить следующие элементы:

1. Продолжение и завершение полного каталога собрания живописи (всего 15 томов), объем - около 6 000 страниц; иллюстраций около 6 000.

2. Подготовка и начало выпуска каталогов собраний икон, графики, декоративно-прикладного искусства (всего - около 40 томов) объем - около 24 000 страниц; иллюстраций - около 24 000.

3. Обеспечение выставок музея разнообразной печатной продукцией (каталоги, альбомы, буклеты, открытки, постеры и др.) ежегодный объем - около 3 000 страниц: иллюстраций - около 5 000.

4. Подготовка изданий на цифровых носителях.

Обеспечение эффективной издательской деятельности музея требует совершенствования собственной издательской базы на основе уже имеющейся и создания мини-типографии при Русском музее.

Государственный Русский музей - крупнейшее и наиболее полное не только в России, но и в мире собрание произведений национального изобразительного искусства.

В связи с этим чрезвычайно важно издание Генерального каталога музейной коллекции, который будет доступен тем, кто не сможет посетить музей. В первую очередь, важность и значимость этого мероприятия отражается на возможности ознакомления с коллекцией музея удалённых территорий Российской Федерации.

Выводы по 2 главе

Эффективность музея, вступающего в информационное общество XXI века, находится в прямой зависимости от того, насколько он, реализуя традиционные формы, дополняет и обогащает их разнообразными методами вовлечения посетителей в активные формы социально-культурного творчества. Исследование показало, что магистральный путь развития музея, в единстве научно-экспозиционной и социально-культурной деятельности, в превращении музея не только в сокровищницу ценностей истории и культуры, сколько в центр духовной жизни, опирающийся на эти ценности и использующий их как средство историко-патриотического и нравственно-эстетического воспитания, как базу стимулирования культуротворческой активности разных групп населения, а в частности молодежи, как людей, которые внесут непосильный вклад в дальнейшее развитие музейной практики и не только ее.

Заключение

Основой совершенствования социально-культурной деятельности музеев сегодня выступает трансформация сущности музейной коммуникации, которая от монологичности и пассивности посетителей направлена в сторону повышения интерактивности и активности, соучастия, соавторства посетителя.

Степень диалогичности усиливается развитием информационных технологий, в результате чего сегодня можно отметить следующие направления совершенствования социально-культурной деятельности музеях:

1) повышение степени интерактивности в процессе взаимодействия с музейной экспозицией;

2) вовлечение музейной аудитории в непрерывный процесс образования посредстве взаимодействия с культурными ценностями;

3) воспитание молодого поколения на базе аксиологического подхода, активная работа с детьми и молодежью.

Эти тенденции обусловливают и появление новых методов взаимодействия с попечителями - активное внедрение информационных технологий, всевозможные образовательные и воспитательные программы, рассчитанные на различные возрастные категории повышение открытости музеев для посетителей.

Одновременно с этим, необходимо и совершенствование материальной базы, которая позволяет обеспечить совершенствование социально-культурной деятельности.

Повышение рентабельности и самоокупаемости музеев позволяет достичь необходимых объемов финансирования для реализации целей, задач и направлений совершенствования социально-культурной деятельности на современном этапе.

Список литературы

1. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления/ М.А.Ариарский.- СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008.- 792с.

2. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. / М.А.Ариарский.- СПб.: Анатолия, 1999.- 530 с.

3. Гнедовский, М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации// Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: сборник научных трудов. - М.: НИИ Культуры, 1989.- с.180-218

4. Лукин, Ю.А. Культура и культурная политика/ Ю.А.Лукин.- М.: РАУ, 1992.- 214с.

5. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности// Ред-кол.: В.Ю.Дукельский (отв.ред) и др.- М.: НИИК, 1988.- 218с.

6. Нагорский, Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/ Н.В.Нагорский.- СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское село», 1998.- 258с.

7. Нагорский, Н.В. Музей в духовной жизни общества. – СПб, 2004. – С. 380.

8. Орлов, А.С. Социология рекреации/ А.С.Орлов.- М.: Наука, 1995.- 148с.

9. Петрова, Н.Л. Новая литературно-монографическая экспозиция А.С.Пушкин.Жизнь и творчество.// Пушкинский музеум, альманах, выпуск 2, СПб.: Дорн, 2000.- 300с.

10. Шутен, Ф. Преодолевая барьер между профессионалами и посетителями/ Ф.Шутен// Museum.- 1999.- №2 (200).- 28-29с.

11. Гусев, В. К искусству насильно привлекать нельзя [Электронный ресурс]// Interfax-Russia.ru.Северо-Западный федеральный округ.Эксклюзив., 14.12.2010.- URL:http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/exclusives.

12. Каган, М.С. Философия культуры [Электронный ресурс] // СПб., 1996. URL:http://www.sofik-rgi.narod.ru/kafedra/kagan_ikonnikova.htm.

13. Никитин Н.А., Лебедев А.В. Информационный менеджмент как технология организации музейной деятельности [Электронный ресурс]/ А.В.Лебедев// Музей будущего: Информационный менеджмент.- М., 2001.- URL:http://www.museum.ru/future/lmp/books/archive/IM.pdf.

Приложение Анкета №1

Уважаемая молодежь, а именно студенты Университета культуры и искусств. Данная анкета предназначена для выявления потребностей молодежи, в данном случае студентов группы 30204/5/6. Это поможет, осознать реальную картину происходящего, выявить проблемы СКД в музее и составить примерный план развития досуговой сферы Государственного Русского музея, в частности.

1. Укажите в порядке убывания значимости наиболее интересные формы проведения досуга?

Музей

Фестивали

Театр

Концерты

Кинотеатр

Выезд на природу

Кафе/ресторан

Дома

2. Как часто вы посещаете музеи? 3. Почему вы ходите в музеи?

A.Часто B. Редко C.Иногда а. Посмотреть на новую выставку

b.Узнать что-то новое

c.Участвовать в развлекательных

программах

d.Показать гостям русскую культуру

e.Просто так, мне там нравится

4. Что влияет на ваш поход в музей?

влияет

частично влияет

Не влияет

1.Друзья/знакомые
2.Педагог/взрослый
3.Представление информации
4.Знание предметов
5.Не знание предметов

5. Что привлекает вас в музее?