Учитель должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев. Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ, образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися. Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного искусства с жизнью.
В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания.
В кружок школьники приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Режим работы кружка, а также степень возрастания сложности учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и от характера самого кружка. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка.
Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике. Не всегда образцом для повторения может служить резное, чеканное или инкрустированное произведение, так как нередко кружки не располагают таким наглядным материалом. В этом случае можно воспользоваться фотографиями или репродукциями с декоративных произведений.
В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, понимание пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.
Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.
Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки бересты. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.
Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся. Рисунки для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах, книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок, перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается необходимое количество раздаточных карточек заданий (через копирку).
Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в процессе декорировки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие успешно завершают несколько работ.
Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы, можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых инструментов. Такие "токарно-слесарные дни" можно периодически повторять. С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе.
Обсуждение выставки в присутствии представителей управления образования, администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее общественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению. Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников.
2.2. Знакомство школьников с основными видами работ с берестой
Многие мастера для украшения изделий часто использует резьбу. Украшением служат простые геометрические и растительные орнаменты, сложные сюжетные композиции из жизни людей, птиц, зверей. Часто узор накладывают на фон из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Особым изяществом отличаются изделия, украшенные тонким прорезным геометрическим орнаментом.