Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек, лесные чащи давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё, что было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина, камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, - плетение из бересты (художественная обработка бересты). Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и оплетали грузила для сетей. В древние времена, не было обувных фабрик, и народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные сапоги. Старики рассказывают, что удобно ходить в лаптях по болоту, когда ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага (наглядный пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского монастыря). Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой, линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами - берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву, кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов, портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетенные стеклянные предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении, обработке, инструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом изделий и об участии в выставке в заключение года.
2.3.3. Программа занятий. Первый год обучения
№ | Кол-во час. | Содержание занятий | |
1 | 2 | 3 | |
Октябрь | |||
1 | 2 | Вводное занятие. Направление кружка. История ремесла. Материал. Инструмент. Техника безопасности | |
2 | 2 | Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х граненой. | |
3 | 2 | Использование и применение отходов /обрезков и полосок бересты/. Плашка и круглая бусина. | |
4 | 2 | Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. | |
Итого | 8 часов | ||
Ноябрь | |||
1 | 2 | Знакомство с понятием оберег и его изготовление. Работа с четырьмя полосами. Оберег плоский - звезда. | |
2 | 2 | Оберег-колоток. Работа по шаблону. | |
3-4 | 4 | Плоские плетенки и их разновидности. Изготовление закладки для книг. | |
Итого | 8 часов | ||
Декабрь | |||
1 | 2 | Плетение квадратной основы со скошенными углами. Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. | |
2 | 2,5 | Плетение кубика и его применение. Секрет мастерства - заплетение углов. | |
3 | 2,5 | Плетение солонки. Секрет мастерства - заплетение края. | |
4 | 2 | Использование дополнительных лент в плетении для изготовления ножек. | |
Итого | 9 часов | ||
Январь | |||
1-2 | 4 | Использование приобретенных навыков для изготовления игрушек. Поросенок. Предметы - заменители | |
3 | 2 | Изготовление птички. Секрет мастерства - заплетение клювика. | |
4 | 2 | Изготовление заготовок для воображаемого изделия. | |
Итого | 8 часов | ||
Февраль | |||
1-2 | 4 | Изготовление рыбки. Принцип китайского узла. | |
3-4 | 4 | "Паук» - композиция из рыбок или птичек с использованием ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий (бусинки, плашки) | |
Итого | 8 часов | ||
Март | |||
1 | 2 | Петух. Преобразование птицы путем дополнения. | |
2-4 | 6 | Кот. Плетение с использованием приобретенных навыков | |
Итого | 8 часов | ||
Апрель | |||
1-2 | 6 | Корзинка. Способ косого плетения. | |
2-3 | 4 | Составление и изготовление пасхальной композиции с использованием природных материалов. | |
Итого | 10 часов | ||
Май | |||
1-4 | 10 | Подготовка к отчетной выставке. | |
Итого | 10 часов | ||
Всего занятий за год | 32 часа | ||
Всего учебных часов за год | 69 часов |
История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели, уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета, завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.
И все-таки в своей работе с детьми младшего школьного возраста мы сделали вывод, что им еще сложно плетение из бересты, у них ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, координация движений для работы с этим материалом. Мы считаем, что на самом начальном этапе необходимо брать бумагу и делать изделия из неё, постепенно переходя к работе с берестой. Если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся, и воспользовавшись этим качеством, можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого то замысла, какой то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.
Литература
1. Анов Н.В. Живая старина. (Очерки Великого Устюга). Советское
краеведение. 1936. № 9.- 82c
2. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Народное творчество. 1938. № 8. - 52c
3. Анов Н.В. Шемогодская резьба. Стахановец. 1937. № 6. - 40c
4. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного.- М.: 1983.-35c
5. Арсеньев Ф.А. Очерк кустарных промыслов Вологодской губернии.
- Вологда: 1882.- 36c
6. Благовещенский И.И., Грязин А.П. Кустарная промышленность в Донецкой губернии. - Петрозаводск: 1895.- 71с
7. Богомолов В.Б. Изделия из бересты барабинских татар. Проблемы
происхождения и этнической истории тюркских народов Сибири. - Томск: 1987. - 114с
8. Богуславская И.Я. Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов.- Л.: 1981.- 41с
9. Богуславская И.Я. Резьба и роспись по дереву. Русское народное искусство. – Л.: 1959.- 45с
10. Богуславская И.Я. Творческое развитие традиций. Художник. 1985. № 6. -19c