Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты особенностей внедрения информационных технологий в производственный процесс (стр. 7 из 9)

Сегодня в информационном Интернет пространстве разворачи­вается острая конкурентная борьба как между традиционными ком­паниями и новыми Интернет компаниями, так и среди новых Ин­тернет-компаний. В электронном пространстве идет постоянный процесс поглощения компаний друг друга с целью занять как мож­но большую долю на глобальном сетевом рынке или захватить с по­мощью конвергенции как можно больше локальных сетевых рынков. В последнее время все чаще новые Интернет-компании, которые имеют пока небольшую, но быстро растущую долю на рынке, погло­щают традиционные промышленно-финансовые компании, которые имеют пока большие обороты, но доля которых на рынке имеет ярко выраженную тенденцию к уменьшению. Следовательно, меняются пропорции между секторами и подразделениями экономики.

Нелинейное, «неклассическое» ценообразование вступает в силу. Специалисты ут­верждают, что острая конкуренция, вызванная коротким жизненным циклом информационных продуктов, приводит к формированию олигопольной структуры информационной экономики. Традицион­ный принцип определения цены и объема производства путем вы­равнивания предельного дохода с предельными издержками в ин­формационной экономике существенно модифицируется, поскольку предельные издержки на производство дополнительной единицы продукции становятся ничтожно малы. В результате спрос и предложение ведут себя особым образом, в частности, повышение спроса не приводит к росту цен. Примером является Интернет, подключе­ние к которому все большего числа пользователей не ведет к повы­шению тарифов, поскольку предельные издержки на подключение дополнительного пользователя близки или равны нулю.

Создание моделей электронных рынков и изучение механизмов ценообразования на них одно из важнейших направлений дальней­ших исследований.

В определенном смысле меняются не только условия оптимальности рынков, но меняются критерии эффективности инвестиций. Задачи электронной коммерции, состоящие в совершенство­вании обслуживания клиентов и расширении клиентской базы не соответствуют традиционным критериям, применяемым для приня­тия решений об инвестировании в проекты, например показателям, применяемым для возврата инвестиций (отдача от инвестиций) от вложений в проекты традиционных отраслей. Здесь возникает ряд требующих разрешения проблем: сложность расчета показателя от­дача от инвестиций в проекты, связанные с информацией и элект­ронным бизнесом; как измерить степень удовлетворенности кли­ента; есть ли связь между улучшением удовлетворенности клиента и реальным повышением прибыльности и др.

Дистанционное распределенная работа (телеработа). В развитых странах активно формируются электронные биржи труда, через ко­торые специалисты в области найма посредством компьютерной об­работки предоставленных в сети Интернет кандидатами электрон­ных резюме трудоустраивают их в соответствии с электронными заявками компаний. В связи с развитием телекоммуникаций, Ин­тернет-технологий возникают новые формы занятости, более гиб­кие распределенные во времени и пространстве графики и режи­мы работы. Между работодателями и работниками устанавливаются виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий, которые получили название телекомьютинг (telecommuting). Эффективность данных видов за­нятости в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности очевидна и с каждым годом получает все большее и большее распространение.

Особенно большое распространение получил так называемый зарубежный договорной телекомьютинг, когда российские ученые (коллективы ученых), находясь в России, одновременно с этим ра­ботают над выполнением заданий, присланных им через компью­терные сети менеджерами зарубежных компаний. Выполнив эти задания, российские ученые отправляют их в зарубежные фирмы и получают за это определенное вознаграждение. Данный вид телекомьютинга непосредственно связан с проблемой виртуальной «утечки мозгов». При этом страны наниматели выигрывают, а стра­ны исполнители проигрывают, т.к. хотя сами работники не покидают родной страны, но часть национального человеческого капитала в виде интеллектуального труда используется за рубежом, что ведет к прямым потерям (недопроизводству) валового внутреннего продукта. У конкретного государства сегодня нет возможности защи­тить национальный рынок труда от электронной «утечки мозгов» за рубеж. Более развитая страна, использующая с помощью электрон­ных дистанционных технологий «мозги» и интеллектуальный труд научных работников менее развитой страны получают тройной эф­фект: эффект от экономии на обучении и подготовке работников ин­теллектуального труда, эффект от оплаты труда этих работников по заниженной цене (за счет экономии на невыплаченных средствах за жилье, транспорт, соцстрах и др.) и эффект, который приводит к рос­ту ВВП страны импортера за счет использования интеллектуально­го труда страны экспортера. И наоборот, данный процесс приводит к прямым потерям всех трех типов ВВП более отсталой страны.

Итак, практика показывает, что в рыночной экономике информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Более того: виртуальные дистанционные взаимоотношения по выполнению ин­дивидуальных или групповых заданий в виду большей гибкости, оперативности, производитель­ности с каждым годом получает все большее и большее распространение.

2.2 Сетевая технология как новый этап формирования рыночных структур

Несколько слов о самой сетевой организации. По мнению Дж. Подольны и К. Пайдж, термин «сетевые формы организации» сле­дует понимать как «любую группу действующих лиц (не менее двух человек), которая имеет повторяющиеся длительные обменные свя­зи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в тече­ние обмена спорные вопросы» [9, С. 77.].

Конечно, такое определение характеризует сетевую организа­цию в «чистом» виде. На практике можно говорить о ступенях зрелости сетевой организации. На начальном этапе применяются лишь отдельные элементы сетевых форм связей. В дальнейшем роль этих связей возрастает, они сначала дополняют традиционные иерархические контакты, а затем — по мере совершенствования интернет-технологий — становятся преобладающими, ведущими, главными.

На уровне структуры компаний информационные предприятия повышают свою производительность, прибыли и рыночную стои­мость, организуя себя (в глобальном масштабе) как сети, приме­няя информационные технологии и все более сосредотачиваясь на операциях с информацией (символами). Это касается отноше­ний компаний с их наемным персоналом, клиентами и финансо­выми рынками. Для наемных работников управление, инновации и производство организованы как глобальные сети, которые можно координировать с помощью компьютерных сетей. Результатом стало предприятие, которое внутренне состоит из относительно авто­номных подразделений, связанных в единую сеть для выполнения проектов. Внешне предприятия вместе со своими поставщиками связаны в сеть, которая соответствует разнообразным и изменяю­щимся потребностям проектов. Кроме того, предприятия объединя­ют силы с другими, равными им по масштабам предприятиям, что позволяет максимизировать усилия. Продуктом во все возрастающей мере является обработка символов: технология обработки символов (информационная технология), сама обработка символов (например, медийные продукты).

В инновационной деятельности возрастающее значение обра­ботки символов сопровождается ростом изобретательства внутри компаний. Отношения с потребителями также построены по сете­вому принципу: маркетинг, продажи и распределение в информа­ционном предприятии основаны на сетевых отношениях. Продажи во все большей мере происходят в Сети, распределение все силь­нее превращается в сеть, в которую включены внешние партнеры, а маркетинг черпает точную информацию о нуждах потребителей непосредственно из объемов продаж. С точки зрения потребите­ля, значение обработки символов означает возрастающую важность брэндов (торговых марок). И. наконец, на информационном финан­совом рынке все, начиная от финансирования и кончая ростом ры­ночной стоимости, все более основывается на способности предприятия подключиться к глобальным электронным финансовым рынкам и сознательно развивать свой имидж.

«Сетевое общество» зачастую классифицируют как «новую эко­номику». Термин «новая экономика» употребляется в настоящее время главным образом в двух значениях. Во-первых, под новой эконо­микой понимают ту часть экономики, которая состоит из высоко­технологичных отраслей (аэрокосмическая промышленность, про­изводство компьютеров, создание коммуникационных средств, программного обеспечения, биотехнология). В этом своем значении новая экономика определяется как совокупность отраслей, отлича­ющихся высокотехнологичными элементами в противоположность старой экономике. Но в таком понимании стал популярен с 90-х гг. XX века. Термин «новая экономика» в начале 1980-х годов употреб­лялся в другом значении: он использовался для описания экономики, которая в большей степени опирается на сферу производства услуг, чем на сферу производства товаров.

Термин «новая экономика» употребляется и в ином, во вто­ром своем значении. Это такое влияние высоких технологий на экономическое окружение, которое ведет к изменению экономи­ческих отношений. Сетевой способ ведения дел позволяет дей­ствовать без обязательного участия бюрократических структур, а также гораздо быстрее, чем при опоре на систему многочисленных посредников. То есть сеть снимает с личности многие социально-политические и экономические ограничения, давая ей тем самым резкий прирост дееспособности. Нынешние общедоступность сетевых взаимоотношений и их свобода от пространственно-времен­ных ограничений обеспечены достижениями в сфере Интернет и нанотехнологий - новой энергетики, а также генной инженерии. Особо следует выделить то, что данные технологические проры­вы радикально обновляют сами способы создания базовых видов пpoдvкции.