Смекни!
smekni.com

Игровые методы обучения на уроках технологии 2 (стр. 2 из 7)

Во втором случае детям создают благоприятные условия и среду для творчества, не оказывая особого академического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общение с уже известными художественными материалами, при помощи которых создаются интересные образы. При таком подходе развивается воображение, эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир. Но творчество без обучения особым графическим навыкам невозможно.

Для того, чтобы маленький художник «вступил во владения» собственным творческим потенциалом нужно использовать оба подхода, чтобы путь творческого развития был целенаправленным и полным, а ребенок смог использовать весь арсенал художественных средств и свое воображение. Мог не только фантазировать, но и воплощать задуманное путем изобразительных навыков, полученных на академических уроках.

В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для обучения на уроках.

1.Перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала ( всей совокупности изобразительных средств). Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

2.Художественное развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.

3.Необходимо пробуждать у ребенка личную заинтересованность в искусстве. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения собственного чувства, отношения, настроения, замысла ребенка (например, игры по развитию цветовой чувствительности).

Пути и способы развития интереса к творчеству на уроках

изобразительного искусства и художественного труда.

Творческие задания носят открытый характер, и под час, не имеют правильного ответа. Ответов столько же, сколько и детей. Роль учителя здесь состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих различий, а иногда и защитить нестандартную работу, и тем самым подстегнуть их интерес к творчеству. Педагог в любой творческой деятельности должен поощрять инициативу детей, обогащать арсенал способов самовыражения, поддерживать первоначальную активность. Развитие интереса к творчеству на уроках проявляется в освоении различных техник, и при том не требующих кропотливых, однообразных движений, которые убивают в эмоциональных, пылких душах творчество. Их нужно менять.

Для привлечения к творчеству педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка.

1. Его интересы, личные качества, навыки, склонности. Ведь ребенок не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества.

2. Нужно учитывать то, что никто кроме него не даст « верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Например, если ребенок ищет сочетания цветов, выражающие определенное чувство или выбирает материалы для работы, чтобы создать интересный, характерный образ, он решает истинно художественно-творческую задачу.

3. При выборе форм уроков, нужно учитывать то, что лучше всего может увлечь детей, а именно выбирать те занятия, где можно пофантазировать, и насколько возможно окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которая бы стимулировала бы самую разнообразную его творческую деятельность. А именно, детское творчество особенно ярко проявляется в игровых уроках, в уроках – сказках.

4. Как в игровых уроках, так и в обычных, нужно учитывать то, что ребенок начинает самовыражаться, начиная с первого класса. И поэтому, ему нельзя слишком сильно навязывать свое видение, а только подсказать, намекнуть, направить на правильный путь, поощрить нестандартный подход.

Часто в начальной школе детей вынуждают рисовать и действовать в рамках установленных схем. Я против навязывания стереотипных представлений, против шаблонов, которые не возбуждают фантазию и творческое воображение, а только надоедают и подавляют развитие творческой личности.

Для проявления интереса к творчеству на своих уроках я использую следующие принципы.

1.Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности. Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда, процесс восприятия искусства, в общем, и творческой задачи в частности, приобретает желанную форму и помогает ученику раскрыть себя.

2.Сюжет детской работы никогда не должен подвергаться критике, а наоборот, воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить. Если затрудняется творить, предложите ему нарисовать все, что он любит.

3.Для стимулирования ребенка к творчеству рисования поощрять детей использовать большое количество красок. Именно цвет является благодатным материалом, экспериментируя с которым, ребенок развивает художественное восприятие мира. Он с большим интересом открывает новое сочетание цветов, смешивает и подбирает различные оттенки.

4.Знакомство с различными, художественными материалами и техническими средствами (помимо красок). Ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. В различных технических средствах ребенок находит удовольствие, обогащая свои познания о мире. Каждый ребенок в детстве строит, изображает, украшает. И все эти принципы я использую на уроках изобразительного искусства и технологии. Ведь детская фантазия не знает границ. А, используя различные технические материалы (лепка, аппликация, флористика, работа с природным материалом и т.д.), развивает изобретательность в стремлении к созиданию. Умение фантазировать и созидать – это начало пути, точка отсчета, стартовая площадка, с которой ребенок уверенно и свободно может отправляться на поиск новых открытий, из ничего создавать и выдумывать новое. Нужно только вооружить его этими знаниями для его открытий.

5. Использование элементов творческой игры на уроках. Здесь можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В ней, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для людей качества: активность, самостоятельность воображение, а также, что очень важно, в творческой игре снимается напряжение и неуверенность. Ведь любые игры – это всегда интерес и так же, как творчество, увлечение и даже страсть.

6. Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ для зрителей. Это заинтересовывает ребенка в своей работе, у него появляется гордость за нее и уверенность в своих силах. В школе я очень часто после каждой большой темы провожу выставки детского творчества. Работы детей являются оформлением школы. Они никогда не остаются без зрительского внимания. И для каждого ребенка это очень полезно, т.к. с каждым разом он стремиться делать все лучше и может посмотреть свою работу со стороны , оценить и сравнить свое творчество. Каждому из них приятно видеть свои работы со стороны, что стимулирует к дальнейшей деятельности.

Обязательные условия творчества:

1. Раннее начало.

2. Умная, доброжелательная помощь взрослого.

3. Доверительная атмосфера сопереживания, сотрудничества

4. Мотивация задания.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую хочется разгадать. Командные методы в творчестве не срабатывают, эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества – огромная радость. Которую оно дает и ученику, и учителю.

По моим наблюдениям, все эти принципы развивают интерес к творчеству. Если через уроки изобразительного искусства и технологии добиться того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, т.е. научить ученика сопереживать, то его духовная жизнь станет более полной. Именно тогда развивается нравственный и духовный аспект, что немаловажно. И каждый раз я вместе с детьми радуюсь их маленькой победе на уроке: радостному озарению в глазах, задумчивому выражению лица, эмоциональному всплеску и новой идее.

Что делается в душе ребенка на уроке? Только педагогическая проницательность и интуиция способны в какой-то степени увидеть и почувствовать эту великую работу – труд души, которая поднимает еще на одну ступеньку общечеловеческой культуры.

Виды творческой деятельности используемой на уроках художественного труда и изобразительного искусства.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности – умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.

Творческая деятельность – это такая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией.

Воображение – есть импульс к творчеству.