Смекни!
smekni.com

Игровые методы обучения на уроках технологии 2 (стр. 3 из 7)

Творческая деятельность включает в себя следующее

1. Изобразительное искусство.

2. Декоративно-прикладное искусство

3. Вышивка, мягкая игрушка.

4. Дизайн, конструирование, моделирование.

Группа искусств, основанных на воспроизведение конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике, получила название изобразительных. К ним относятся – скульптура, живопись, графика. Видимое сходство, подобие образа и реальности – характерная черта этих искусств. Достигается это сходство в каждом искусстве своими особыми средствами: в скульптуре – пластикой объемных форм, в живописи – красками на плоскости, в графике – линиями, штрихом, пятном в условном, чаще всего черно-белом цвете.

Предметы, которые употребляются в жизни, и вместе с тем служат украшением, называют декоративно-прикладным. Прикладное – значит, употребляемое в жизни. Декоративное – значит, украшающее жизнь.

К этому виду искусства относится:

- лепка, керамика

- различные виды аппликации, коллаж

- флористика

- игрушки, куклы

- костюмы

- народная роспись, орнамент.

Дизайн – это особая область искусства конструирования, проектирования и моделирования предметного мира, на основе практических и эстетических данных.

По моим наблюдениям учащиеся больше всего любят заниматься изобразительным искусством и декоративно прикладным творчеством, а именно, аппликацией и коллажом из различных материалов, а также мастерить что-либо из подручных материалов.

Аппликация – от латинского слова «applicacio» - прикладывание, широко распространяемая техника декоративно-пркладного искусства. Это разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломки, предметы декора, природный материал нашивают или приклеивают на материал другого цвета, фактуры или выделки. Аппликацию широко использую на своих уроках по технологи. Необычайно интересны получаются детские аппликации, используемые в народном костюме и декоративных украшения, а также при изготовлении поделок из кожи, различных панно, декоративных ковриков, выполненных из разноцветных лоскутков ткани и меха, наклеенных на суровое полотно, аппликации из птичьих перьев, яичной скорлупы, карандашных стружек и ватных, газетных комочков, разнообразные композиции из бумаги, выполненные различными способами.

Способы выполнения аппликации также очень разнообразны: обрывная, коллажная, объемная, смешанная.

Такое множество разнообразных и оригинальных способов творческой деятельности необычайно развивает ребенка, у него развивается фантазия творческое воображение, появляется эстетический вкус, что важно не только в искусстве, но и повседневной жизни. Разнообразные технологические приемы служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Большую роль в развитии креативных способностей занимают занятия по моделированию и конструированию. Это первые попытки знакомства с дизайном. Здесь развиваются пространственное и логическое мышление, художественное видение, композиционное чувство. Ребенок применяет приобретенные практические навыки, умения и вкус для того, чтобы сделать что-то своими руками, проявить свою изобретательность, находчивость, смекалку. А делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению.

По характеру того, что и как изображает ребенок можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления, наблюдения. И не случайно, так же, одним из любимых видов творчества является ИЗО деятельность.

Как и в декоративно-прикладном искусстве, так и в изобразительном я стараюсь применять различные техники, приемы, рисования.

К техническим приемам ИЗО относятся:

в графике: мягкие материалы – карандаш, уголь, сангина, тушь и перо, фломастеры.

в живописи: гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши и мелки.

Использование таких приемов, как: монотипия – рисование гуашью с помощью стекла, рисунок по мокрому листу, используя эффект растекание, рисунок воском, тушью и выцарапывание перышком, рисунок палочкой, использование приема поантелизм – рисование точечными мазками и т. д.

Изобразительное искусство делится на:

- тематическое рисование,

- рисование по памяти и воображению,

- рисование с натуры,

- декоративное рисование.

На уроках творчества решаются вопросы эстетическо-познавательного воспитания открываются широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируются у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких уроков разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.

Заключение.

Первые шаги в мире искусства – это первые шаги на пути к себе, к своим творческим возможностям. И основная цель данной работы заключалась в том, чтобы показать, как в условиях изобразительного искусства и художественного труда решаются вопросы творческого и познавательно – эстетического воспитания.

Подведя итог, хочу отметить, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы художником. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть. В этом нет никакого противоречия. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применять ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или удачными теоретиками. Поэтому педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных художников.

В этих условиях, наиболее одаренные, скорее найдут свой путь. А все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство. Детям обязательно нужно помочь раскрыть себя, и чем раньше это произойдет, тем лучше проявится их творческий потенциал. Здесь нельзя терять времени, т. к. пик креативной деятельности, наивной и искренней, приходит на 6 лет, а затем, если детям не помочь. Они взрослеют и боятся показаться смешными, непонятыми и отвергнутыми, потому, что не могут выразить все то, что у них внутри.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте. Для этого необходимо создания определенных условий, благоприятных формированию и развитию творческого потенциала.

Подытожив все сказанное ранее, можно придти к следующему выводу, что такими условиями являются:

1. Создание особой обстановки, определяющей развитие детей.
2. Возможность самостоятельного решения задач ребенком, требующих максимального напряжения, когда он доходит до «пика» своих возможностей.

3. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности и заданий, как в сюжете, так и в технике, приемах.

4. Умная, доброжелательная и своевременная помощь со стороны учителя, а не навязывание или подсказка.

5. Комфортная психологическая и нацеленная обстановка, поощрение стремлений ребенка к креативной деятельности, в том числе создание нестандартных композиций.

6. Использование индивидуального подхода, а также различных методик, упомянутых ранее, особенно игровых и коллективных.

Эти условия, конечно, обязан предоставить педагог. А помимо этого, он сам должен прекрасно рисовать и создавать прекрасное своими руками. Иначе учащиеся не поверят в него. Педагог также должен быть достаточно образованным в искусстве, умеющим ярко, образно и эмоционально донести информацию и быть увлеченным своим делом.

Каждый учебный год я испытываю волнение и трепет от взглядов маленьких учеников на первых занятиях в школе. Глядя на них, я думаю, сумею ли я сделать так, чтобы сохранить и умножить их интерес и любознательность к своему предмету на протяжении всех встреч с ними. И мой, еще не очень богатый, педагогический опыт работы убедил меня в том, что этого можно добиться лишь в условиях

доброжелательности и уважения к личности ребенка и обязательно вера в его творческие возможности и чтобы на уроках всегда присутствовал дух сотрудничества и доверия!

Практическая часть.

Методы развития творческих способностей на уроках Изобразительного искусства и художественного труда у детей 6-9 лет.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Методы, используемые на уроках:

1. Практические.

2. Словесные.

3. Наглядные.

4. Игровые.

5. Коллективные.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Словесный метод – это рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, перессказ, диалог, обсуждение.

К наглядным методам относятся – наблюдения, просмотр рисунков, картин, репродукций, диафильмов, прослушивание музыки.

Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Коллективный метод – вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подход к работе.

К практическим методам относятся – упражнения, которые подразделяются на:

1.Подражательно – исполнительные (академические).

2. Конструктивные.

3. Творческие.

В процесс организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим методам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

- активности

- использование индивидуального подхода.

Важнейшая роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Именно он является инициатором идей. К такому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне хотелось достичь все, и сразу. Но как?