Теоретическая часть.
Введение
…Искусство-это, прежде всего воспитание души, чувств, уважение к духовным ценностям. Оно не только отражает жизнь, но и формирует ее, создает представления о прекрасном, делает богаче человеческую душу…
Я всегда с восторгом смотрю на детские рисунки. Сколько в них фантазии, находчивости, как непредсказуем взгляд ребенка на мир, окружающую жизнь. Детское творчество несет печать безудержной энергии - колористической, цветовой, пластической.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека. При решении каких-либо задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь- то и требуется развитие особых качеств ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и воображать все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
А детское творчество – это чудесная и загадочная страна, помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить и зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать новому, целостно воспринимать мир. Задача учителя изобразительного искусства - выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности.
Я, учитель изобразительного искусства и счастлива, что веду эти уроки, хотя это ко многому обязывает: не только научить детей практическим навыкам, но и развить в них творческое начало, воспитать в них нравственно-эстетические чувства.
Очень часто за последние три года результаты моих учеников были настолько впечатляющими, что те, кто видел эти работы, невольно восклицали: «Ну, это удел одаренных, талантливых, способных!». Однако, вызывающие восхищение работы, в наших условиях выполняют обычные дети, при том, практически все. Я считаю, что развить способности - это, значит, вооружить ребенка способами деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создания определенных условий. Уроки искусства и творчества немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созидательной, творческой деятельности. Она достигается с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Сама комната или класс, где проходят уроки творчества, должна напоминать «мастерскую-Храм», куда ребенок спешит, чтобы созидать, выдумывать, творить и получать от этого удовольствие. Ведь все это является составным элементом для развития духовной и творческой личности. Весь арсенал средств должен работать на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить учащихся. Только тогда можно говорить о результатах художественно-творческой деятельности. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных творческих способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной деятельности, начиная с первого класса.
Но кому нужны творческие способности?
Именно сейчас, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Этот прогресс и будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности повысить интеллектуальный потенциал народа.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей, другие в большей мере, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа не всегда щедра на таланты, они как алмазы встречаются редко.
Школьный учитель.… Именно на него ложится главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Школа должна научить не только логическому, но и творческому мышлению, развить чувства.
Суть в том, что роль науки и искусства в воспитании различна. Наука рассматривает сам предмет, искусство – отношение человека к нему. Наука дает знания, искусство наполняет их смыслом, поскольку способно воздействовать на душу людей. Наука обеспечивает человека информацией, развивает логическое мышление. Искусство формирует мышление творческое, учит мыслить образно. В сочетании они позволяют воспитать человека нравственного, который не может стать плохим, бездумным работником и специалистом.
Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития художественно-творческих способностей у детей 6-10 лет.
В ходе данного исследования ставились следующие задачи
1.Выявление и развитие креативных способностей детей, которые необходимы для практической творческой деятельности в рамках уроков изобразительного искусства и художественного труда.
2. Общее развитие детей: формирование художественного вкуса, активизация творческого воображения, развитие мелкой моторики, стимулирование умственной и практической деятельности.
3.Выявление и использование эффективных приемов развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства и технологии.
Особенности обучения на уроках творчества.
Уроки изобразительного искусства и художественного труда я объединяю одним и тем же понятием – уроки творчества. Потому, что на этих уроках решаются очень похожие задачи и цели, разные только средства и методы. Уроки творчества – это особые уроки и требования к ним особые. Они должны строиться по законам искусства. Отсюда и ряд особенностей, где решаются нравственно-эстетические задачи воспитания. Приобщение учащихся к искусству в условиях школьного урока в осмысленной творческой деятельности – это первые шаги, начальный этап вхождения в «Храм искусства». Школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои первые шаги в этот прекрасный и разнообразный мир. Как важно, чтобы маленький художник поверил в свои силы, не вздрагивал, не прятал свою работу от посторонних глаз, а уверенно и спокойно вел ее к завершению. Ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу. Как должен доверять маленький художник учителю, чтобы рядом с ним оставаться самим собой! Педагог должен быть профессионалом во всех областях своего предмета, чтобы дети поверили ему. Я знаю, как дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их, ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. Ведь, именно педагог является инициатором творческих задумок. А я с огромным интересом наблюдаю за их развитием, успехом и маленькими победами. Дети доверяют мне потому, что я никогда не скажу в их адрес злого и обидного, не буду при всех критиковать их работу, а только помогу , посоветую, как исправить неточности и ошибки. Я постаралась также создать им особую обстановку, атмосферу. Мой кабинет напоминает творческую мастерскую. Он весь наполнен искусством, в нем царит особый дух – дух детства, радости, добра, красоты, творчества. Он наполнен предметами декоративно-прикладного и народного творчества, разными поделками, безделушками и рисунками, сделанными мной и учениками на уроках. Ни один из учеников не может пройти мимо этого маленького мира красоты. А любовь к творчеству в целом и к изобразительному искусству в частности начинается с красоты. Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоций, где всегда присутствует положительная энергия. Именно эту энергию дети несут в своем творчестве. Во-первых, задача учителя заключается в том, чтобы, опираясь на вышесказанные понятия и представления детей, повысить уровень их восприятия окружающей действительности: в предметах, явлениях, поступках. Научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. А во- вторых, нужно учить не только воспринимать доброе и прекрасное, но и подводить их к тому, чтобы они были деятельными в своей жизни. Вместе с тем, одна из важнейших задач педагога – научить ребенка творческому видению. Ведь, именно, это умение отличает человека-творца, человека-созидателя. В.А. Сухомлинский считал, что дух исследования, пытливости и любознательности – вот что пробуждает у детей интерес к труду. Он считал, что умение только тогда станет интересным увлекательным, «если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры». Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческих способностей, фантазии, развивают способность творить что-то новое.
Особенностью обучения на уроках творчества является то, что существуют два основных подхода. Их можно определить, как академическое и свободное (творческое).
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованием профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети приобретают изобразительные, практические навыки, полезные для многих специальностей, развивают мелкую моторику, что полезно в житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству, как таковому. Это нужное обучение. На таких уроках ученики осваивают новую технику – работу красками и кистью, графическими материалами (карандаш, перо, уголь), материалами для работы в объеме (бумага, ножницы, пластилин, природные материалы, картон), то есть получают те основные навыки, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно на каждом этапе обучения. Но это обучение без творчества.