Санкт-Петербургский Государственный Университет
Низкотемпературных и Пищевых Технологий.
«Цех производства пивных дрожжей».
Работу выполнил студент
245 группы
Бокань Е.С
Работу приняла
Матвеева Н.А.Содержание:
История пива и пивных дрожжей………………………………………….3
Изучение брожения…………………………………………………………6
Введение…………………………………………………………………..8
Состав пивных дрожжей……………………………………………….13
Разведение дрожжей чистой культуры…………………………………...14
Установка Грейнера………………………………………………………..15
Дрожжевое производство……………………………………………….....18
Распылительная сушилка………………………………………………......20
Технологическая часть………………………………………….............21
Технологическое оборудование для выращивания
дрожжевой суспензии ……………………………………………….…….24
Дрожжерастительные чаны………………………………………………...25
Дрожжегенератор…………………………………………………………...27
Сушка дрожжей………………………………………………………….….30
Вальцовые вакуум – сушилки……………………………………………..30
Уход за дрожжами……………………………………………………….….37
Заключение……………………………………………………………….….43
Пример продуктового расчета пивоваренного завода……………………….……44
Из истории о пиве…и пивных дрожжах…
Самые первые упоминания о пиве появились ещё в античности. Учёные обнаружили древний манускрипт на папирусе, в котором около 3 тысяч лет назад отец упрекал сына в том, что он часто заходит в заведения, где пьют «гаг» (один из сортов пива). В древней столице Египта Тель-Эль-Амарне британские археологи нашли остатки пивоварни конца XV начала XIV в. до н.э. Она принадлежала храму, построенному знаменитой Нефертити. В то время пиво было неотъемлемым продуктом в рационе египтян на ряду с луком и хлебом. Одной из важнейших частей суточной нормы строителей пирамид были три жбана пива. До нас дошёл один из рецептов её приготовления, следуя которому хороший ячмень нужно несколько раз намочить до образования хлопьев, высушить; приготовить из него хлеб, добавив закваску; затем немного поджарить и снова настоять на воде.
Ученые предполагают, что в наших славянских краях первые пивовары народились в эпоху так называемой Трипольской культуры, заложившей основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра в IV-III в. до н. э. Но доподлинно этого никто не знает. Скорее всего то самое «трипольское» пиво варили из проса.
Первые письменные упоминания о пиве на Руси относятся к XIV веку. Во время археологических раскопок в Новгороде было обнаружено около тысячи берестяных грамот, в одной из которых некий Грикша писал: «Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви…Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито…» Смысл этого берестяного послания ясен. «Житом» в Новгороде называли ячмень, а «переваром» — хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было одной из натуральных повинностей в Новгородской и прочих землях.
На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары. Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне) встречаются еще в Киевской Руси. Солод, пиво и хмель считались обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. Например, в писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 годов среди прочих оброков встречаются и бочки с хмелем и пивом. Солодом часто расплачивались с мастерами, занимавшимися ремонтом городских укреплений, со сборщиками платежей и штрафов.
В средние века пивовары использовали множество добавок, чтобы придать пиву особый вкус и аромат. Например, хмель иногда заменяли горькими и даже ядовитыми дурманящими травами. Подобные примеси зачастую приводили к тяжелым болезням и отравлениям. Из-за неурожая ячменя заменяли его другими зерновыми продуктами, в таких случаях часто применялся более дешевый овес. Между тем, уже в те времена исследовались полезные свойства пива и было определено, что пиво, сваренное лишь из ячменного солода, хмеля и воды, оказывает благотворное влияние на организм человека. В 1516 году баварский герцог Wilhelm IV ввел для всей Баварии закон чистоты пива, известный сегодня как Reinheitsgebot, требующий варить пиво только из ячменя, хмеля и воды. Использование каких-либо иных добавок было исключено. Эта «заповедь чистоты» стала своеобразным стандартом качества баварского пива. О дрожжах в средние века не упоминалось, т.к. люди не знали о деятельности микроорганизмов, которые влияют на главную стадию приготовления пива — брожение. Лишь после открытия Луи Пастором биологической сущности брожения (1860 г.) началось целенаправленное применение дрожжей в пивоварении.
В дальнейшем, в 80-х годах 19 века, благодаря работам Эмиля Христиана Хансена, а позднее, в 90-х годах, Пауля Линднера были получены методы получения чистой культуры пивных дрожжей. Эти открытия стали решающими в теории пивоварения и получения множества сортов пива с заданными вкусовыми свойствами. В средневековый закон были внесены поправки, допускающие применение дрожжей.
В конце XIX века баварский закон чистоты пива по инициативе Отто Бисмарка, был законодательно распространен на всю Германию. В настоящее время закон чистоты официально упразднен, однако пивовары Германии соблюдают старые традиции, отказываясь от применения несоложенных зернопродуктов, сахара, ферментных препаратов, консервантов, стабилизаторов, и других добавок, указывая на этикетке пива «Bebraut nach dem deutschen Reinbeidsgebot don 1516» — «Сварено по немецкому закону чистоты 1516 года» или просто «1516».
Баварский закон (Reinheitsgebot) о чистоте пива Вильгельма IV (1516 г.).
Мы правим, заявляем и хотим вместе с советом нашей земли, чтобы с этих пор и по всей земле герцогства Бавария, а также по все городах и на торговых площадях, не имеющих специальных правил, от Михаэли до Георги кварта или копф пива не продавалась бы более, чем за один пфенниг мюнхенской валюты, и от Георги до Михаэли кварта пива не более чем за два пфеннига той же валюты, а копф — не более, чем за три геллера под страхом наказаний, перечисленных ниже. Если кто-то не варит Мартовское пиво, а варит другое, или делает это как-то иначе, то он не должен продавать его более, чем за один пфенниг за кварту. Но, прежде всего, мы настаиваем, чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме солода, хмеля и воды во всех наших городах, на рыночных площадях и по всей земле. Тот, кто умышленно нарушит Указ и не останется ему верным, должен быть лишен своего бочонка пива магистратом в качестве наказания. Но если владелец постоялого двора покупает один, два или три бочонка пива на какой-либо пивоварне в наших городах, на рыночных площадях и по стране, а затем продает его простому крестьянину, то ему (этому владельцу) и только ему позволяется и не запрещено продавать кварту или копф пива на один геллер больше того, что было указано выше.
Рисунок 1 Портрет Луи Пастера.
Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. В то время господствовала теория что этот процесс имеет химическую природу (Ю. Либих), хотя уже публиковались работы о его биологическом характере (Ш. Каньяр де Латур, 1837), не имевшие признания. К 1861 Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.
Луи Пастер доказал, что брожение есть процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. По теории Либиха, надо было ждать уменьшения в весе грибка и выделения аммиака, как продукта разрушения азотистого органического вещества, составляющего фермент. Вслед за тем Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого фермента, который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.
В это же время Луи Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их — микробы, вызывающие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива. Брожение, таким образом, оказалось анаэробным процессом, жизнью без дыхания, потому что на него отрицательно воздействовал кислород (эффект Пастера).
В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано, что из одного количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.
В 1860—1862 Пастер изучал возможность самозарождения микроорганизмов. Он провёл элегантный опыт, взяв термически стерилизованную питательную среду и поместив её в открытый сосуд с загнутым вниз длинным горлышком. Сколько бы сосуд стоял на воздухе никаких признаков жизни в нём не наблюдалось, поскольку содержащиеся в воздухе бактерии оседали на изгибах горлышка. Но стоило отломить его, как вскоре на среде вырастали колонии микроорганизмов. В 1862 Парижская Академия присудила Пастеру премию за разрешение вопроса о самозарождении жизни.