Болховский педагогический колледж
Отделение «Технология»
Организация работы над проектами и её методическое обеспечение.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента 2 курса группы «Ж»
Васина Игоря Ивановича
Руководитель
Катыкин Юрий Дмитриевич
Работа допущена к защите
«__»______________2009г.
Работа защищена с оценкой «___»
Протокол №___ от «___»___________2009г.
Председатель ПЦК____________________
Болхов 2009г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………………3
Глава I. Метод творческих проектов в обучении учащихся образовательной
области «Технология» ………………………………….…………………..5
1.1. Сущность понятия «творчество»…………...…………………...………...10
1.2. Комплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслом……………………………..……………...15
1.3. Проектная деятельность школьников……….…………………………....25
1.4. Сущность метода творческих проектов…………………………………..30
Глава II. Методика выполнения творческих проектов……………………...……..26
2.1. Содержание творческих проектов и требования к отбору объектов
проектирования……………….………………………….…………….…30
2.2. Учебно – методические компоненты по технологии на основе
проектной деятельности……………….………………………………....35
2.3. Выбор и обоснование проектов……………………………………..……45
2.4. Последовательность выполнения проекта…………………………..…...50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…56
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….60
ВВЕДЕНИЕ
Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новое поколение людей к жизни.
Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии, информации в интересах и по плану человека. В школе «Технология» - интегрированная образовательная область, синтезирующая знания математики, физики, черчения, химии и других направлений деятельности человека. Поэтому в работе учителя определяются направление – помочь ученикам адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемые рыночной экономикой.
Умение выполнять, читать чертежи, выполнение проектов, использовать чертежи при сборке – необходимо условие успешной работы в социально-экономической среде России.
В результате сформировались следующие положения исследования.
Объект исследования – творческое проектирование на уроках технологии в
средней и старшей школе.
.
Предмет исследования – педагогические условия творческого проектирования на
уроках технологии в школе в интересах личностного
развития школьников.
.
Проблема – каковы условия успешного выполнения проектов на уроках
технологии.
Цель – выявить, определить и обосновать педагогические условия творческого
проектирования на уроках технологии в интересах личностного развития
учащихся школы.
.
В соответствии с целью и предметом исследования предусмотрено решение следующих задач исследования:
1. Выявить предпосылки разработанности творческого проектирования на уроках технологии в школе.
2. Определить и обосновать педагогические условия эффективности творческого проектирования на уроках технологии в школе при помощи разработанного организационно-методического обеспечения.
3. Опытно-поисковым путем проверить эффективность педагогических условий творческого проектирования на уроках технологии в школе.
Глава I. . Метод творческих проектов в обучении учащихся образовательной области «Технология»
1.1 Сущность понятия «творчество»
Слово "творчество" происходит от слова "творить" и в общественном смысле означает "искать, изобретать и создавать что такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном".
Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняем жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальные ценности.
Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явлений, закономерностей. Научаться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.
Творчеством называют деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания, создание разума. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, выращивании растений, пошиве одежды, приготовлении пищи и т. п. B действительность поисковая творческая активности созвала все материальные и духовные ценности, так как творчество - нравственная категория, оно требует от человека высочайшего чувства ответственности и предельного уровня конкретности в избранной области. Творчество неотделимо от знаний и умений. Иллюзии сопровождают творчество, повышают его тонус, увлекают человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт, ведут его по верному пути, обеспечивают результат, подлинное созидание - лишь строгие, пpовeренные научные знания и умения.
Подлинное творчество - это продолжение многовекового развитая человека, его духовного богатства, нравственности. «Конечно, высшие выражения творчестве до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества», - писал замечательный психолог Л. C. Выготский, - но и в каждодневной окружающей нас жизни творчества есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека". Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Игра ребенка не есть простое воспоминание o пережитом, но творческая переработка
пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них
новой деятельности, отвечающей запросам влечениям ребенка. "Главное условие, которое надо обеспечить в школьном творчестве, - писала Б. И. Теплов,- искренность. Без нее все другие достоинства теряют значение. Этому условию, естественно, удовлетворяет то творчество, которое возникает y ребенка самостоятельно, исходя, из внутренне потребности, без какой-либо преднамеренной педагогической стимуляции". Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей, можно ли вмешиваться в их творчество? Правильнее было бы поставит вопрос так: какие функции и когда должен брать на себя и передавать ребенку взрослый в совместной деятельности? Такая постановка вопроса правильнее, потому что творчество школьника по самой природе своей - деятельность кооперативная - со взрослым, она просто не может осуществляться без участия взрослого. Что бы мы ни заявляли o невмешательстве в юношеское творчество, мы реально участвуем в нем, следовательно, так или иначе руководим его развитием (точнее его изменениями).
Чтобы наше участие в творчестве оказало благоприятное влияние на подростка, чтобы руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как возникают предпосылки творческой деятельности, и посмотреть, как это происходит. Нам необходимо предметы творчества осознать не просто как обучающие каким-то трудовым и конструктивно- художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, способность к эмоциональному освоению деятельности, так как творчество содержит все виды человеческой деятельности в едином целом, оно как бы совмещаем их в себе, конденсируя в личности человека. Оно связано c природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой, промышленностью и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов вырaжaть свое отношение к миру. Он создает продует своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьезно оценивают его работку, поэтому и сам относится к ней всерьёз. К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности не всегда обознаются и используются в полной мере. Творчество требует серьёзной организации и материальной обеспеченности этого процесс - только тогда можно ожидать хороших результатов. Творческая деятельность ученика не может выйти за пpедeлы имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных изделий, кроме этого, творчество не исключает знания технологии, выполнения изделий и правил безопасности труда, для этого учителем строго отбирается и комплектуется нужный материала.
Творческое развитие ученика резко повышает эффективность научения как в скорости изучаемого материал, таки и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике учебника не встpечaвшихся, так как во многих видах труда встречаются отдельные элементы, приемы и правила работы , c которыми ученик уже был знаком ранее по другим работа.