1. 2. Формы нахождения
Мрамор - карбонатная горная порода на основе кальцита - разновидность известняка, отличающегося плотной (мраморовидной) структурой, образованной в процессе перекристаллизации известняков кристаллами, близкими по размерам, но различными по форме. Цвет мраморов зависит от примесей: марганец и железо придают мраморам розовые и коричневые оттенки.
Плотность мраморов 2,65-2,90 г/см3 твёрдость З, прочность, в зависимости от структуры и трещиноватости находится в пределах 50-200 МПа.
Слово «мрамор» произошло от греческого marmaros, что означает «блестящий». Структура породы зернистая, сахароподобная, в природе встречаются как мелкозернистые, так и грубозернистые структуры. Благодаря высокой спайности зерен в породе все виды мрамора хорошо полируются, что и отразилось в его названии.
Мрамор – природный материал, представляющий собой кристаллическую метаморфическую породу. Мрамор является результатом перекристаллизации известняков и доломитов. Основной породообразующий минерал мраморов – кальцит (карбонат кальция – CaCO3) или, что встречается значительно реже – доломит (природный карбонат кальция и магния – CaMg(CO3)2). Но, даже чисто белый скульптурный мрамор содержит примеси других минералов.
В зависимости от содержания тех или иных примесей различных солей и соединений мрамор может окрашиваться в различные цвета и оттенки. Существуют белые (почти не содержащие примесей), желтые, розовые, красные, коричневые, серые, черные мраморы. Мрамор может быть разноцветным и пестрым, для цветных пород свойственно наличие прожилок, представляющих собой трещины, заполненные природным цементом.
В строительстве в понятие «мрамор» включают не только классические мраморы, но и полуплотные, и плотные полирующиеся известняки, трещиноватые мраморы, доломиты, травертин, конгломераты и брекчии.
Мрамор относится к породам средней твердости и в соответствии от состава и плотности может иметь твердость 2 – 3 или 3 – 4 по шкале МООСа. Как и всем другим природным каменным материалам, ему в той или иной степени, присуща пористость. Это свойство относит природные камни к паропроницаемым материалам. Размер и геометрия пор позволяют мрамору сочетать в себе свойства, на первый взгляд противоречащие друг другу: это низкое водопоглощение и проницаемость для паров и газов. Пористость мрамора незначительна и находится в пределах от 0,59 до 1,00%, а вот пористость известняков колеблется в более широких пределах – от 0,36 до 27,00%. Травертин, наиболее пористая из пород, относимых к мраморам, – это камень, который зарождается в водных источниках и поэтому содержит в своей толще огромное количество пузырьков газа. Разрушение мрамора при точечном воздействии (удары). Практически все разновидности пород природного камня, относимые к мраморам, обладают рядом свойств необходимых для отделочных и конструкционно-отделочных материалов. Они достаточно прочные и износостойкие, плотные, легко обрабатываются, декоративны и хорошо держат полировку. Но, среди них встречаются породы, имеющие низкую износостойкость, что ограничивает их применение .
1.3. Физические свойства.
ПЛОТНОСТЬ - 3,17 г/куб см;
ОБЪЕМНАЯ МАССА (УДЕЛЬНЫЙ ВЕС) - 2,7 г/куб см;
ВОДОПОГЛОЩЕНИЕ - 0,207%;
ПРЕДЕЛ ПРОЧНОСТИ ПРИ СЖАТИИ:
в сухом состоянии - 604,6 кг/кв см;
в водонасыщенном состоянии 552,7 кг/кв см;
КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ ПРОЧНОСТИ - 0,91;
МОРОЗОСТОЙКОСТЬ - 25 Мрз;
ИСТИРАЕМОСТЬ - 1,42 г/кв см;
Умелое использование этого свойства материала дает возможность обогатить архитектуру сооружения.
Рельеф — это совокупность выступов и впадин на поверхности архитектурной формы, образуемых фрагментами и деталями. В зависимости от большего или Меньшего числа впадин и выступов характер рельефа различен.
Фактура — это характер обработки поверхности материала, зависящий от его физических свойств. Разнообразные художественные эффекты создаются путем сочетания материалов с шероховатой и гладкой фактурой.
Физические свойства мраморов допускают детализированную обработку этого материала с тонкой орнаментацией, рельефом и профилями, т. е. этот материал обладает художественной пластичностью в большей степени, чем, например, песчаники, туфы или граниты, которым в соответствии с их структурой присущи более обобщенные, менее детализированные формы и профили. Светотень, цвет, орнаментика. Одним из важных средств в композиции — светотень, способствующая выявлению объемного построения и рельефа архитектурного сооружения, усилению выразительности архитектурной формы. Избыток или недостаток естественного света, являющегося основным «проявителем» всякого архитектурного сооружения, уравновешивается цветом. Предполагается, что строители Парфенона, учитывая, что из-за огромной светоотражательной способности мрамора, дающей множество рефлексов, в яркие солнечные дни почти теряется ощущение объемности, ввели многоцветность, подчеркивающую форму объемов цветом. В русской северной природе при большом количестве пасмурных дней и тусклом свете средствами полихромии восполнялась недостаточность световой интенсивности, создавалось красочное ощущение ясного солнечного дня. На фоне тусклого пейзажа и хмурого неба Ленинграда и его окрестностей выгодно выделяется многоцветность в архитектуре сооружений.
При использовании естественного цвета материала творческая задача заключается в подборе материала того цвета, который наиболее подходит и наилучшим образом выявляет задуманный образ сооружения. Часто в этих целях используют материал, окрашивая его в нужный цвет. И, наконец, применяется сочетание материалов различных цветов — естественно или искусственно окрашенных. Так создаются одноцветные — монохромные или многоцветные — полихромные архитектурные сооружения. В ряду средств, способствующих раскрытию идейного содержания и усиливающих архитектурно-художественную выразительность зданий и сооружений, большое значение имеет орнаментика — условное в ритмическом чередовании изображение различных растительных элементов, животных, предметов домашнего обихода и др.
С самого начала своего культурного развивития человек украшал орнаментом окружавшие его предметы, начиная с простейших глиняных предметов обихода, оружия, одежды и кончая фрагментами зданий и сооружений.
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ В ПРОЦЕНТНОМ СООТНОШЕНИИ | |||||||||
Элемент | SiO2 | AlO3 | FeO2 | TiO2 | P | MqO | CaCO3 | SO3 | H2O |
Процентное содержание | 0,14 | 0,19 | 0,26 | 0,0128 | 0,001 | 0,73 | 98,12 | 0,026 | 0,14 |
РАДИАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ: 1-6 мкр.час, породы 1 класса по НРБ-76, по результатам гамма-спектрометрических исследований удельные активности Ra - 226, Th - 228, K - 40, с подсчетом удельной Эффективной активности (А эфф) EPH в пробах мрамора составила 78-86 Бк-кг (<370), что соответствует первому классу для использования во всех видах строительства без ограничений.
Мрамор белый, с кремовыми разводами, светло-серый с неясно выраженной полосчатостью, серый, мелко- и среднезернистый, декоративный, легко режется и полируется, принимает зеркальную полировку.
Сегодня изделия из искусственного мрамора приобретают все большую и большую популярность. Гарнитуры для ванных комнат, столешницы, барные стойки, рамы для зеркал, скамейки, колоны, фонтаны, вазы, декоративные изделия для мебели, плитка для пола и стен, ступени и поручни для лестниц вот далеко не полный перечень изделий и элементов декора, которые придадут роскоши любому интерьеру, будь то компактная ванная в многоэтажке или зал для приема гостей в старинном особняке.
Самое весомое преимущество изделий из искусственного камня мрамора в сравнении с его натуральным аналогом – это приемлемая цена и возможность воплощения практически любых идей в великолепные предметы мебели и интерьера. Применить такую свободу мысли и фантазии позволяет особый технологический процесс изготовления изделий из литьевого камня.
Благодаря превосходному эстетическому виду наиболее широкое применение получил литьевой мрамор. В комплексе с различными типами наполнителей он в полной мере имитирует природный мрамор, а богатая цветовая гамма позволяет подобрать именно тот оттенок, который будет гармонировать с интерьером.
В России литьевой мрамор появился сравнительно недавно, свое рождение как экологически чистый и удобный в производстве материал он получил в Европе три десятилетия назад. С тех пор технология производства литьевого мрамора несколько изменилась и осуществляется в несколько этапов.
На первой ступени, когда проект каменного изделия готов и прошел последние корректировки, специалист готовит специальные формы для заливки. Количество их может варьироваться в зависимости от конструкции и дизайна изделия.
Следующим этапом на все готовые полуформы наносится разделительная смазка. Она позволяет легко отделить элемент изделия от формы, когда оно уже полностью готово.
На смазку накладывается гель-покрытие или гелькоут. Его состав каждый производитель держит в строжайшем секрете. Этот слой будет выполнять функцию защитного покрытия. В случае повреждения поверхности, появления царапин или сколов их можно легко удалить, а утраченный со временем блеск литьевого мрамора восстановить с помощью полировки.
Когда все готово, мастер собирает полуформы и приступает к подготовке полимербетонной массы. Она состоит из натуральной мраморной крошки, также возможно использование кварцевого песка, с добавлением красителей. Таким образом, искусственный мрамор прокрашивается на всю глубину и не теряет цвета от воздействия времени, температуры, воды или ультрафиолета. В качестве связующего вещества в изготовлении литьевого мрамора используются высококачественные полиэфирные смолы. В пропорции они составляют 20%, остальные 80 - приходятся на минеральный наполнитель. Литьевой мрамор является абсолютно безопасным материалом. Все используемые в производстве литьевого мрамора компоненты имеют гигиенический сертификат в России. Еще одно немаловажное преимущество искусственного литьевого мрамора – отсутствие радиоактивного фона, присущего природным камням, например, граниту. А присутствие в его составе смол обуславливает и антибактериальные свойства.