Срок выдерживания сырца при закрытых приточных каналах и последовательность сушки устанавливают практическим путём.
Продолжительность сушки изразцов при температуре 18…250С составляет 140 ч. После 3…4 дней подвяливания до влажности 14…16 % изразцы вручную оправляют, кромки зачищают ножом на металлических или мраморных плитах, выравнивают изделия и углы наружных плоскостей. Во избежание повреждения или засорения лицевой поверхности плиты тщательно очищают от отходов. Для крепления изразцов проволокой между собой и печной кладкой в румпах выполняют отверстия диаметром 4 мм.
Лицевую поверхность изразцов полируют поролоновой губкой, увлажнённой водой. Досушивают их в том же помещении укладывая на рамки стеллажи. При достижении изразцами влажности 6…8 % их транспортируют к печи и укладывают вблизи загрузочного ходка. Перед обжигом сухие изразцы сортируют.
ВИДЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГЛАЗУРЕЙ
Глазурь представляет собой лёгкоплавкую стекловидную массу, наносимую на лицевую поверхность изразцов в виде тонкого слоя. Она придаёт изделиям большую механическую прочность, стойкость против атмосферных и химических воздействий, делает их непроницаемыми для жидкостей и газов; кроме того, глазурь придаёт поверхности изразцов красивый блеск и сочность цвета. При покрытии изделий цветными глазурями получают различные тона.
Прозрачные глазури (бесцветные или цветные) могут быть превращены в непрозрачные (глухие) путем введения в их состав соответствующих материалов - глушителей.
Глазури по химическому составу подразделяются на свинцовые; щелочные; щелочно-свинцовые; содержащие борную кислоту и т.п.
При приготовлении глазурей используют различные химические вещества, основным компонентом которых является кварц – двуокись кремния. Для глазурей лучше всего применять чистый кварцевый песок белого цвета. Перед добавлением в глазурь его просушивают в специальных барабанах и просеивают через сито с144 отверстиями на 1 см2 .Мелкий песок хорошего качества легче вступает в соединение с остальными элементами, вводимыми в состав глазури.
Взамен песка в глазурь могут быть добавлены кристаллический кварц или кремний, чаще имеющие очень незначительное количество примесей; также могут быть введены в состав смеси полевой шпат и пегматит при соответствующем пересчете на массу чистого кварца. Все эти материалы необходимо до введения их в шихту измельчить до крупности зерен мелкого песка.
Глинозем вводят в глазурь в виде каолина – белой глины, при изготовлении темной глазури используют красную железистую глину. Глинозем понижает текучесть глазури в расплавленном виде, служит для придания им повышенной вязкости, а также для повышения температуры плавления и эластичности глазурной пленки.
Свинцовый глёт (порошок желто-оранжевого или желто-серого цвета) и свинцовый сурик (порошок ярко-оранжевого-красного цвета), имеют температуру плавления 8800 С.В соединении с кремнезёмом образуют, силикат свинца с температурой плавления 7500 С.Применяют для понижения температуры плавления глазури. Борную кислоту и буру вводят в состав глазури для снижения температуры плавления. Для предотвращения образования цека достаточно незначительно увеличить или уменьшить дозу буры соответственно при ее избытке или недостатке.
С о д у (углекислый натрий) вводят в состав глазури в виде кристалической соды или безводной кальцинированной соды.
При расчетах вместо 2,7 части кристаллической соды следует брать 1 часть кальцинированной.
П о т а ш (углекислый калий) на воздухе очень влагоемок, поэтому его хранят в плотно закупоренной посуде.
К а л и е в у ю с е л и т р у (азотнокислую соль кальция) и н а т р и е в у ю с е л и т р у (азотнокислую соль натрия) вводят в состав шихты вместо соды или поташа.
При разложении селитры во время плавления глазури выделяется большое количество кислорода, действующего окисляющее на составные части глазури, что противодействует вредному влиянию печных газов на плавящующя глазурь.
П о в а ре н н у ю с о л ь (хлористый натрий) вводят как частичный заменитель соды.
При разложении поваренной соли выделяется газообразный хлор, который образует летучие соединения с железом, благодаря чему сплав частично освобождается от окиси железа и глазурь осветляется.
М е л ,м р а м о р (углекислые соли кальция) вводят для снижения температуры плавления глазури и придания ей меньшей вязкости.Вводить кальций в количестве более 5…7 % не рекомендуется ,так как в этом случае глазурь приобретает тугоплавкость и хрупкость.
О к и с ь ц и н к а вводят в виде цинковых белил, которые усиливают цвет красителя.Рекомендуется применять для кобольтовых глазурей.
П о л е в о й ш п а т - минерал,состоящий из глинозема, кремнезема и окиси натрия или окиси калия.Все виды чистых полевых шпатов и пегматит (природная смесь полевого шпата с кварцем) являются плавнями.Они образуют такую среду в глазури, в которой одни цвета развиваются (усиливаются) при их введении, другие затихают (ослабляются) .Температура плавления полевого шпата значительно ниже температуры плавления кварцевого песка и глины.
По способам приготовления глазури бывают сырые и фриттованные.
Сырые – глазури, приготовленные смешиванием сырых материалов и последующего тонкого помола без предварительного плавления.
Фриттованные – глазури, которые полностью сплавились в стеклообразную массу, подвергшуюся затем размалыванию в порошок.
Сырую глазурь подвергают тонкому помолу в шаровых мельницах до такой тонины помола, когда в пробе при растирании ее между пальцами не выявлено крупных частиц.
Более точное определение и контроль качества помола производят просевом с дальнейшей промывкой водой небольшого количества глазури через сито с 10 000 отверстий на 1 см2 .Помол считается хорошим, если проба массой 10г после процеживания и тщательной промывки водой пройдет через указанное сито с остатком
в нем не более 2…3 % взятой пробы.
Практически пользоваться такими тонкими ситами затруднительно и обычно вполне достаточно пропустить размолотую глазурь через сито с 900…1600 отверстий на 1 см2 .Применение глазури для изделий без процеживания и проверки на контрольном сите не допускается.
Сырые глазури можно применять для ангобированных цветных (расписанных по ангобу) изразцов. Такие глазури после смешивания компонентов заливают водой до получения нужной густоты.Затем смесь отстаивается, при необходимости из нее удаляют излишки воды.
Приготовленной таким образом глазурью покрывают изделия путем обливания или окунания в смесь.
Вводить в состав глазури растворяющиеся в воде вещества не следует, так как они будут всасываться в черепок, что приводит к изменению ее качества.Поэтому сырые глазури готовят из нерастворимых материалов.
Примерные рецепты с ы р ы х г л а з у р е й следующие, % по массе: 1. Кварцевый песок – 40, окись свинца – 60. 2.Кварцевый песок – 30, окись свинца – 70.
К указанным составам необходимо добавлять сырую пластичную глину (1,5…2,5 %).Добавка глины помогает удерживать размолотую смесь во взвешенном состоянии в сосуде во время глазурования, кроме того, уменьшает текучесть глазури на изделии.
Шихту для фриттования приготовляют непосредственно в помещении цеха.В шаровую мельницу периодического действия загружают следующие компоненты, % по массе: кварцевый песок – 22, борная кислота – 40, предварительно размолотый полевой шпат – 28, мел – 3, сода кальцинированная – 7.
Можно рекомендовать и такой рецепт засыпки шихты на фритту,% по массе: техническая бура – 39, кварцевый песок – 31, размолотый полевой шпат – 26. мел 4.
Для светлых изразцов используют следующий состав глазури, % по массе: техническая бура – 39, полевой шпат – 21, кварцевый песок – 22, двуокись циркония – 15, мел – 3.
Все компоненты перед засыпкой взвешивают, после чего производят помол 1…24 в шаровой мельнице.
Подготовленную шихту загружают в ванну фриттоварочной печи, где при температуре 1200…1300 0 С она сплавляется в стекловидную массу. Продолжительность одной плавки фритты – 3 ч. Затем из печи массу направляют по желобу в бассейн с холодной водой, где она гранулируется.
Для получения фриттованной глазури используют фритту (88%) и каолин или огнеупорную глину (12%) с добавлением красителей (0,5…5%). Все компоненты загружают в шаровую мельницу мокрого помола периодического действия. Красителями служат окиси железа, хрома, марганца и разные пигменты. Длительность помола составляет 48 ч. Тонкость помола определяется остатком на сите N 006, который не должен превышать 2…3 %. Чрезмерно тонкий помол ухудшает качество глазури, поскольку она легко может отставать от лицевой части изразца. Приготовленную глазурь процеживают через сито N 006 в деревянные бочки. Перед применением, чтобы избежать расслоения, её тщательно перемешивают при помощи пропеллерной глиномешалки. Для придания поверхности изразцов цветовых оттенков прозрачную глазурь добавляют красители.
ЦВЕТНЫЕ ГЛАЗУРИ
Превращение бесцветных глазурей в цветные достигается введением в их состав окисей: кобальта, меди, марганца, титана, сурьмы, окислов никеля, а также азотнокислого серебра, хлористого азота (для получения золотого пурпура).
Для получения основных цветов перечисленных красителей наиболее часто применяют окислы и соли металлов, а для получения промежуточных оттенков прибегают к смешиванию различных глазурей основных цветов.
Окись кобальта и все соли придают изделиям синий цвет. Самый яркий синий цвет (ультрамариновый тон) получают при наличии в составе глазури соды (поташа, калиевой селитры) он изменяется. Свинцовый сурик и другие соединения свинца, а также борная кислота при малом содержании кобальта придают глазури серо-синий оттенок.