Среди канонических памятников древней Руси наибольшее значение для историка имеет так называемое «Кириково вопрошание» XII в.
Подводя итоги, отметим, что летописание было любимым занятием наших древних книжников. Начав послушным подражанием внешним приёмам византийской хронографии, они скоро усвоили её дух и понятия, с течением времени выработали некоторые особенности летописного изложения, свой стиль, твёрдое и цельное историческое миросозерцание с однообразной оценкой исторических событий и иногда достигали замечательного искусства в своём деле. Летописание считалось богоугодным, душеполезным делом.
Заключение
Зарождению архивного дела на Руси способствовало появление письменности. Письменность у восточных славян возникла задолго до принятия христианства на Руси. Это подтверждают договоры киевских князей с Византией (911, 944, 971 годы), а также найденные при археологических раскопках предметы быта, на которых имеются надписи кириллицей.
После принятия христианства письменные документы в Древней Руси были явлением довольно распространенным. Различные документы выполняли определенную роль: дипломатические акты - во внешних сношениях с другими государствами, административные акты - в управлении русскими землями, договоры между князьями - в сотрудничестве, совместных военных действиях против врагов, жалованные грамоты на земельные наделы или привилегии закрепляли собственность на землю или право на княжение, сбор оброков и т.д., уведомительные грамоты давались лицам, выезжавшим в другие государства (дипломатам, купцам). Письменность была распространена не только среди лиц правящего класса, но и среди других слоев населения. Об этом свидетельствуют найденные в Новгороде и других древнерусских городах берестяные грамоты XI - XII вв., авторами которых были купцы, ремесленники, горожане, крестьяне.
В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии - Казне - отлагались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а следовательно, оберегателей его ценностей. С принятием Русью христианства (988 год) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарение) церквям и монастырям угодий и привилегий.
Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.).
В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли "источниками мудрости". Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно "жития святых", которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.
В XI в. появляются первые исторические сочинения - летописи. Летописи сообщают, что в храме Софии в Киеве имелось большое собрание книг, которые передал туда Ярослав Мудрый. В Новгородском Софийском соборе так же хранилось много книг и различных документов. Хранились книги и документы вместе с церковной утварью в ризницах, которые позднее стали называться книгохранилищами.
Феодальная идеология (религиозные, правовые, политические, философские взгляды господствующего класса) нашла своё отражение в ряде литературных памятников (летописных сводах, воинских повестях, церковных проповедях и т. д.). В этих памятниках прославлялись древнерусские князья как создатели государственности на Руси, описывалась их деятельность по объединению славянских племён и военные подвиги, давалось религиозное обоснование идеи о необходимости общественного неравенства, осуждались народные движения. Идеологическому обоснованию незыблемости княжеской власти, защищавшей интересы феодальной знати, служат и величественные архитектурные сооружения Киева: собор св. Софии, Золотые ворота и т. д. Уже намечалась противоположность двух культур — господствующего класса и непосредственных производителен материальных благ.
Однако произведения зодчества, изобразительного искусства, литературы, используемые господствующим классом в целях идеологического воздействия на трудящихся для укрепления своей власти, являются памятниками культуры всего русского народа.
Феодальная литература Древней Руси имела прогрессивный характер. В замечательном памятнике русской исторической мысли и литературы XII в., Повести временных лет, проводится идея единства Русской земли и русского народа, — показатель того, что к этому времени уже сложилась древнерусская народность. Это памятник, в котором отражён глубокий патриотизм.
В заключение, отметим, письменные источники, хранители текста - основа исторического знания. Они дают возможность услышать язык эпохи, передают хронологическую последовательность событий, рисуют картины отношений внутри общества в изучаемое время, словом, создают тот каркас, на котором впоследствии можно будет разместить данные других групп источников - археологических, этнографических и т. д. - для того, чтобы создать полное, целостное представление о том или ином отрезке истории человечества.
В нашей работе мы познакомились на общем уровне с теми русскими письменными памятниками, которые привлекаются для изучения политической и экономической истории.
Список источников и литературы
1. Алексеева Е.В. Архивоведение. Учебник. М., 2006
2. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова. Под ред. В.П. Козлова. М.: ПрофОбрИздат, 2002
3. Архивы раскрывают тайны… Международные вопросы, события и люди. М., 1991
4. Вовкотруб О.В., Фионова Л.Р. Архивоведение. Учебное пособие. П.,2005
5. Голиков А.Г. Архивоведение. Учебник для вузов. М., 2008
6. Истрин В.М. Очерк истории древнерусской литературы. - СПб.. 2007
7. Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. М., 1996
8. Малышева С.Ю.Основы архивоведения. Казань, 2002
9. Орлов А.С. Слово о полку Игореве, изд. Академии наук СССР, 1939
10. Обозрение русских летописных сводов XIV—XVI вв. Л., 2005
11. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003
12. Тельчаров А.Д. Архивоведение. Конспект лекций. М., 2005
13. Ульянина Е.А. Учебник по архивоведению. М., 2000
14. Хорхордина Т.И. История и архивы. М., 1994
15. Якименко А.С. Архивоведение. Учебник. М., 2007.
16. Якубинский Л.П. История древнерусского языка. - М., 2004
[1] О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионова. Архивоведение. Учебное пособие. П.,2005
[2] Тельчаров А.Д. Архивоведение. Конспект лекций. М., 2005
[3] О.В. Вовкотруб, Л.Р. Фионова. Архивоведение. Учебное пособие. П.,2005
[4] Крайская З.В., Челлини Э.В. Архивоведение. М., 1996
[5] Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова. Под ред. В.П. Козлова. М.: ПрофОбрИздат, 2002
[6] Орлов А.С. Слово о полку Игореве, изд. Академии наук СССР, 1939