МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
кафедра всеобщей истории и культурного наследия
«Архивы Древнерусского государства»
Контрольная работа
Введение | 3 |
1. История становления архивного дела 1.1. Появление архивов в Древнерусском государстве | 5 |
1.2. Московский Великокняжеский архив | 10 |
2. Памятники Киевской Руси | |
2.1. Летопись | 11 |
2.2. «Русская правда» и древнейшие грамоты | 12 |
2.3. Митрополичье правосудие, церковные уставы. Гражданская литература Киевской Руси и церковная литература XI—XIII вв. | 13 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 18 |
Введение
Актуальность темы - изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств, понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование "архивного наследия", его состав, размещение, организацию.
Поскольку история становления архивов тесно связана с исторической наукой, периодизация возникновения архивохранилищ пересекается с этапами становления и развития государственности. Особо тесно переплетаются история государственного аппарата управления и история становления архивного дела.
Войны и нашествия, социальные катаклизмы, народные движения, восстания, революции, гражданские войны, пожары, злой умысел и обыкновенное варварство за многовековую историю нашего отечества привели к гибели значительных комплексов документов. Возможно, так называемые белые пятна истории навсегда останутся незаполненными нашим знанием о прошлом из-за непонимания и неумения сохранить "документальную память".
Делопроизводство вели под руководством высшего духовенства низшие церковнослужители - "диаки". В целях единообразия делопроизводства в митрополии создавались образцы документов. Церковных "диаков" стали привлекать в свои канцелярии и светские феодалы (князья, бояре). Поэтому словом "диак" ("дьяк") с XIV в. стали называть должностных лиц, ведущих письменное делопроизводство, например: дьяки княжьи, городские, вечевые.
Документы церкви хранились при главе русской православной церкви - митрополите и епископах (в митрополичьей и епископских казнах), монастырские документы - в церквях монастырей.
В IX в., в результате длительного процесса общественного, развития образовалось относительно единое Древнерусское государство с центром в Киеве. Возникшее на основе развития феодальных отношений, оно само активно способствовало дальнейшему укреплению феодального базиса. На протяжении IX—XI вв. на Руси в результате расхищения князьями, боярами, церковными организациями общинных крестьянских земель росло феодальное землевладение, происходило закабаление свободных общинников.
В состав Древнерусского государства входила громадная территория с исконным восточнославянским, а также и неславянским населением, издавна связанным в своём историческом развитии со славянами. С ростом феодальных отношений происходил процесс образования народностей из ряда отдельных племён. К IX—XI вв. сложилась древнерусская народность, на основе которой в дальнейшем сформировались три братские народности: русская (великорусская), белорусская, украинская. Земли восточнославянских племён, вошедшие в состав Древнерусского государства, получили название Русской земли.
Одним из признаков древнерусской народности была относительная (на раннефеодальной экономической базе) общность языка, при наличии и стойкости диалектных различий в отдельных частях Руси. Общенародный устный язык употреблялся в деловой письменности, в юридических документах. Он сыграл большую роль в формировании древнерусского литературного языка. В то же время на развитие последнего значительное влияние оказал и старославянский (в своей основе древнеболгарский) язык, употреблявшийся в церковной письменности, в памятниках повествовательной литературы и в свою очередь испытывавший сильное воздействие общенародного русского устного языка.
Объектом исследования являются архивы и письменные памятники Древней Руси.
Целью исследования является комплексное изучение темы: архивы и письменные памятники древнерусского государства.
Обозначенная автором цель структурируется в решении следующих основных задач:
- исследовать происхождение, развитие и становление архивного дела древнерусского государства;
- рассмотреть понятие «архивы» настоящего времени;
- изучить теоретические аспекты и выявить природу письменных памятников Киевской Руси;
Летописцы в процессе работы привлекали народные предания, воспоминания очевидцев, документы великокняжеского архива, церквей, монастырей.
К сожалению, до наших дней сохранилось чуть более 130 рукописных документов IX-XII вв. Эта поистине драгоценная капля позволяет представить, сколь многообразна, трудна и насыщенна была жизнь в те времена.
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА
Изучение истории архивного дела позволяет проследить процесс накопления исторических источников (документов) по истории народов и государств; понять причины перемещений и утрат материалов, т.е. формирование "архивного наследия", его состав, размещение, организацию.
Много веков насчитывает история архивов нашей страны. Появление письменности сыграло огромную роль в развитии человеческого общества. Древнерусское государство (IX - начало XII в.) можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе его стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья, дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани. Основные функции Древнерусского государства были сведены к защите внешних границ, наведению "порядка" внутри страны, контролю над международными торговыми путями (в первую очередь за путем "из варяг в греки").[1]
На рубеже XI - XII вв. Древнерусское государство распалось на отдельные самостоятельные государства. При всех различиях им были присущи некоторые характерные черты: в качестве основных политических сил везде присутствуют князь, дружина, городское вече.
В то же время все эти государства можно условно разделить на три типа: раннефеодальная монархия, феодальная республика, деспотическая монархия.
В юго-западной Руси власть князя опиралась на силу дружины и контролировалась городским вечем. Такое правление характеризуется как раннефеодальная монархия.
На северо-востоке Руси сложилась деспотическая монархия (самовластие). Эта система взаимоотношений была основана на принципе господин - слуга, а следовательно, и характер отношений был иным: слово князя было законом.
На северо-западе Руси сложилась феодальная республика: "боярская" или "аристократическая" (Новгород, позже - Псков), когда все главные должностные лица избирались на вече (посадник, епископ, воевода, там же избирался и князь, который занимался только военными вопросами).
В Киевской Руси сосредоточением правительственной деятельности князя был княжий двор, именно там, в так называемой государственной канцелярии - Казне - отлагались документы о различных сторонах деятельности киевских князей. Представителями княжеской власти на местах (в городах) были посадники, которые выполняли судебные и административные функции, и в процессе их деятельности также возникали документы, которые затем хранились в патронажных храмах, являвшихся для городского населения местом почитания святых - покровителей города, а следовательно, оберегателей его ценностей. С принятием Русью христианства (988 год) важную роль в жизни общества и государства стала играть церковь. В церквях и монастырях создавались сокровищницы, в которых вместе с драгоценной культовой утварью хранились книги, грамоты князей на пожалование (дарение) церквям и монастырям угодий и привилегий.
Древнейшим сохранившимся до нашего времени образцом жалованных грамот является грамота великого киевского князя Мстислава Владимировича новгородскому Юрьеву монастырю (датируется она началом XII в.). [2]
В монастырях переписывались книги, которые наши предки называли "источниками мудрости". Книги чрезвычайно ценились, стоили очень дорого, так как изготовлялись из пергамента и украшались цветными миниатюрами. На Руси была широко распространена религиозная литература, особенно "жития святых", которые описывали жизнь, страдания, подвиги людей, канонизированных церковью, т.е. признанных святыми.
На ранних стадиях развития Древнерусского государства государственных учреждений еще не существовало. Первый этап в истории архивов характеризуется тем, что документы хранились вместе с рукописными книгами и материальными ценностями. Это объясняется прежде всего важным значением письменных материалов, сравнительно незначительным их количеством.
Функции архивов выполняли чаще всего отдельные должностные лица или органы, осуществляющие свою деятельность либо вообще без штата чиновников, либо с очень ограниченным штатом. В этих условиях единая система делопроизводства не была востребована самой системой управления.