МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Документоведения
Водяные знаки
Реферат
Выполнил: Бабушкина Ю.Г
студентка группы ДВУ-1-09
Преподаватель: к.и.н, доцент
Двоеносова Г.А
Казань, 2010
Содержание
Введение
История водяных знаков………………………………………………………….4
Русские традиции изготовления водяных знаков……………………………….7
Ручное производство……………………………………………………………...9
Машинное производство………………………………………………………..11
Цифровые водяные знаки…………………………………………………………
Заключение
Список источников и литературы
filateliya-blog.ru
kriptolog.net/blog/vodyanye-znaki-istoriya-i-tehnologii
icpress.ru
Введение
Большинство из нас сталкивались в повседневной жизни с водяными знаками. Наиболее частые случаи – это денежные купюры, водяные знаки на которых свидетельствуют о степени их защиты. Также водяные знаки применяются в сфере киноиндустрии, интернет - технологиях. Иными словами, различают водяные знаки, предназначенные для бумажных носителей и фото (видео) изображений. Что касается бумажных водяных знаков, то в этой сфере они, пожалуй, наиболее распространены. Например: деньги, паспорта, дипломы, удостоверения, ценные бумаги, проездные билеты и так далее. Но вне зависимости от того, в какой сфере применяется водяной знак, его главная цель – защита продукции от несанкционированного доступа с дальнейшим использованием в корыстных целях. То есть, защита от воровства и подделок.
Водяной знак — элемент защиты бумаги, определяемый в проходящем свете в виде изображений, образованных за счет локальных различий в оптической плотности бумаги. На месте расположения водяного знака бумага имеет заметную разнотолщинность. Такая структура образуется при изготовлении бумажного полотна на специальных сетках с рельефными (выпуклыми или углубленными) элементами. На участках сетки с выпуклыми элементами бумажное полотно имеет меньшую толщину, вследствие чего в готовой бумаге повышается светопропускание, и на этих участках в проходящем свете наблюдаются светлые изображения. На сетках с углубленными элементами изготавливается бумага с локальными утолщенными участками, образующими темные изображения в проходящем свете. Такие рельефные элементы наблюдаются на поверхности бумаги при изучении ее в косопадающем свете. Для изготовления бланков ценных бумаг, в основном, используют водяные знаки однотоновые и двухтоновые. Однотоновые водяные знаки представляют собой только светлые или только темные изображения по отношению к фону. Бумаги с двухтоновыми водяными знаками одновременно содержат и светлые и темные изображения в проходящем свете.
Водяные знаки являются обязательными элементами защиты. В этом качестве они достаточно эффективны, однако требуют навыков в определении подлинности. При изучении ценных бумаг в проходящем свете с применением лупы на их незапечатанных участках часто определяется сетчатая структура бумаги. Указанная структура является отображением оборудования, применяемого при ее изготовлении. В технической терминологии этот показатель бумаги называется «маркировкой от сетки», так как является отображением рисунка сетки бумагоделательной машины. В бумагах, используемых изготовителями ценных бумаг, определяется маркировка от сеток с разными рисунками и размерными характеристиками.
История водяных знаков
Где и когда появились водяные знаки на бумаге (иначе — филиграни)? Кому принадлежала та бумажная мельница, что первой стала метить свою продукцию фирменным клеймом? Точных ответов на эти вопросы не существует, а предположение о том, что водяные знаки появились тогда, когда появилась и сама бумага, никак не подтверждается.
Начнем с того, что время и место изобретения бумаги известно лишь с определенной долей вероятности. Та бумага, которую делали в Китае к началу нашей эры, по способу производства и составу отличалась от бумаги, получившей спустя тысячелетие широкое распространение в средневековой Европе и Московской Руси. Ну а кроме всего прочего, восточная бумага (китайская новинка быстро покорила другие азиатские страны, а позже и Северную Африку) на заре своего существования, как и в последующие века, не метилась водяными знаками. Это утверждение не бесспорно, но в настоящее время массовое применение филиграней на восточной бумаге не подтверждено. В то время как европейская средневековая бумага буквально «пестрит» (если такое слово уместно в отношении картинок, видимых только на просвет) водяными знаками.
Сейчас принято считать, что первые филиграни появились на европейской бумаге, и случилось это около XIII века. К тому времени бумага была уже хорошо известна в Испании, где ее производство наладили арабы и где к середине XII века существовало много бумажных мастерских. Но именно итальянцы, построив в XIII веке бумажные мельницы в Фабриано, Генуе, Турине, Венеции, стали выпускать так много превосходной по качеству продукции, что засыпали ею всю Европу. На Руси итальянская бумага появилась уже к XIV веку.
Видимо, итальянские мастера и ввели моду на водяные знаки. Во всяком случае, французы стали строить бумажные мельницы позже итальянцев — в XIV веке, однако в производстве отличной писчей бумаги они быстро преуспели и вытеснили итальянскую продукцию с внутренних рынков, а постепенно и с рынков Голландии, Англии и Московской Руси. Немцы в деле изготовления бумаги отстали от французов и итальянцев примерно на сто лет, и родоначальниками филиграней считаться не могут. Напротив, они поначалу заимствовали типично итальянские и французские водяные знаки, иногда видоизменяя их. Только к концу XV — началу XVI веков немцы стали производить собственную бумагу довольно хорошего качества, поставляя ее в том числе и на Русь. А в XVII веке всех обошли голландцы, значительно потеснив на общеевропейском рынке господствующую там французскую бумагу и явив миру свои водяные знаки.
Если отыскать страну-родоначальницу филиграней нелегко, то установить, какие из водяных знаков являются древнейшими, вполне возможно. Но для начала необходимо рассказать о том, как, собственно, делался водяной знак, да и сама средневековая бумага — тогда будет понятно, почему мастера бумажных дел начинали именно с таких филиграней.
Бумагу делали из тряпья, и чем изношеннее были тряпки, тем легче было их обрабатывать. С них срезали застежки, распарывали швы, резали на части и бросали в котлы, где тряпки варились с известью для удаления красок, жира и грязи. После этого влажное тряпье складывали в каменные погреба или просто в кучи и подвергали брожению до тех пор, пока оно не начинало расслаиваться на волокна. Волокнистую массу несли в отделение размола, где ее перерабатывали в субстанцию, напоминающую густой овсяный кисель.
А вот дальше начиналось самое интересное. Мастер-бумажник брал в руки специальную прямоугольную форму, вместо дна у которой была сеть из тонкой металлической (медной) проволоки. Этой формой он зачерпывал теплый «кисель», потряхивал вправо-влево и вперед-назад (чтобы лист бумаги был одинаковой плотности), давал стечь воде и опрокидывал свежеприготовленный лист на сукно.
Если зачерпнуть много жидкой бумажной массы, то лист получится толще, то есть большей плотности, если поменьше, то бумажная страница будет тоненькой — так что от мастера требовалась определенная сноровка. Дальше в дело вступал подмастерье. Он подхватывал свежий лист бумаги, накрывал его сукном и нес под пресс, чтобы удалить всю воду.
Затем лист окунали в чан с клеем (иначе бумага будет непрочной, да и чернила на ней станут расползаться) и вешали на веревку из конского волоса, чтобы просушить. Кстати сказать, иногда эта веревка оставляла на бумаге след в виде темной полосы. А еще на листе средневековой бумаги при просмотре «на свет» видны — не слишком отчетливо, но все же, — продольные и поперечные линии металлической сетки, той самой, через которую стекала вода. Возможно, этот факт и натолкнул мастеров-бумажников на создание филиграней. Ведь если к сетчатому дну черпальной формы прикрепить согнутую в виде той или иной фигурки проволоку, то жидкая бумажная масса, протекая и углубляясь в промежутки сети, ляжет на проволочную фигурку гораздо более тонким слоем, что будет хорошо заметно на просвет.
Зная способ, благодаря которому на бумаге появляется метка, нельзя не отметить, что называть ее «водяным знаком» не совсем правильно — контуры картинки создает неравномерная плотность бумажной массы и обрисовывает свет, тогда как вода в этом процессе играет второстепенную роль. Что до термина «филигрань», то он был принят именно в этом значении в итальянском (filigrana) и французском (filigrane) языках и просто «скопирован» на русский. В то время как в русском языке, согласно общим толковым словарям, под филигранью понимается «тонкая работа из серебряной или золотой канители», а не тот или иной процесс создания оттисков на бумаге, хотя употребление его в терминологическое значении также допустимо.
Русские традиции изготовления водяных знаков
Если говорить о русских традициях изготовления филиграней, то интересных сюжетов не так уже и много. В основном водяные знаки были представлены на гербах тех городов, в которых находились бумажные фабрики: Москва с гербом, изображавшим Георгия Победоносца, Ярославль (изображен медведь), Ростов (изображен олень), Костромы (изображен корабль). Также встречались гербы самих владельцев фабрик: Северсы, Гончаровы и др. А вот по-настоящему уникальная русская филигрань – это двуглавый орел, изображенный на гербе Российской империи. Впервые данный водяной знак появился в 1720 году на Дудергофской фабрике, расположенной под Петербургом. Именно на этой фабрике «поставили на конвейер» выпуск гербовой бумаги, которую называли «орлеными листами» по причине того, что она имела водяной знак – герб Россикой империи – разных размеров. Параметры размеров зависели от важности бумаги. Например, бумага «под большим орлом» использовалась для крепостей; бумага «под гербом величиной против золотого» использовалась для для крепостей, если сумма была ниже 50 рублей, а также для челобитных мировых; «за печатью в половину золотого» использовалась для челобитных и выписок в приказах.