1.3 Российский и зарубежный опыт изучения личности менеджера и его роли в управлении предприятием (организацией)
Различные подходы в психологии по-разному трактуют понятие личность. Они создали свои теории личности.
В управлении широко применяются три теории личности:
1. Психоаналитическая теория (фрейдизм) – это первая теория, пытавшаяся объяснить динамику личности. Основателем ее является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он утверждал, что поведение в большей степени подчиняется влиянию подсознательных сил, названных им влечениями. Они обусловлены инстинктами и подавленными желаниями, удовлетворение которых "запрещено" на уровне сознания, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желания продолжают действовать без ведома сознания, проявляясь в сновидениях, оговорках, непроизвольных отклонениях от адекватного поведения, оказывая влияние на выбор профессии и творчество.
Концептуальная модель личности по З.Фрейду состоит из трех "этажей":
Нижний этаж – "Оно" ("Ид") – бессознательное - это область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных (Танатос). Принцип работы этого этажа – принцип удовольствия.
Средний этаж – "Я" ("Эго") – подсознание – подчиняется принципу реальности. "Я" осуществляет цензуру импульсов, исходящих из "Оно", на основании допустимости их по "нормам" реальности, по принципу "можно - нельзя", или поощрения-наказания. Это логичное реалистическое мышление, связанное с когнитивными и интеллектуальными функциями. "Эго" решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены.
Верхний этаж – "Сверх-Я", ("Супер-эго") – сознание. Принцип работы этого этажа – принцип реальности и цензуры. Сознание осуществляет цензуру по морально-этическим нормам. Являясь морально-этической системой личности, "Супер-эго" развивается в связи с родительским воспитанием и социализацией личности. Оно представляет собой индивидуализированное отражение "коллективной совести" социума и включает в себя две подсистемы: совесть и "идеальное "Я". Совесть формируется посредством родительских наказаний, а "идеальное "Я" – посредством родительских одобрений. По мере формирования "Супер-эго" родительский контроль заменяется самоконтролем.
В норме все этажи личности работают согласованно, в целом можно рассматривать "Ид" как биологическую составляющую личности, Эго – как психологическую составляющую и "Супер-эго" – как социальную составляющую.
Теория психоанализа не предлагает менеджеру конкретных методов решения тех или иных практических проблем, но помогает понять причины поведения людей. Некорректное поведение человека, упорное сопротивление его чему-либо, неадекватность мнения об истинных целях чего-либо может быть объяснено его психологической защитой, несоразмерной жаждой признания гордыней и т.д. Поведение сотрудников в организации не всегда разумно и логично, сами люди не всегда способны объяснить свои импульсы, желания и поступки, поэтому менеджер должен увидеть и распознать скрытые мотивы этих проявлений.
2. Поведенческая теория (бихевиоризм, от англ. "behavior" – поведение), отрицающая сознание как предмет научного исследования сводит психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что происходит внутри человека, изучить невозможно. Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают.
По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт "испытуемого", можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.
Основатель бихевиоризма американский психолог Дж. Уотсон (1878-1958) на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок.
В данной теории личность представляет собой совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная реакция - R возникает на определенный стимул или ситуацию - S. Отношение S – R было объявлено единицей поведения.
3. Гуманистическая теория зародилась в 50-е годы в Калифорнии. Ее основоположникми и признанными лидерами были Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Стержнем гуманистической идеи является оптимистический взгляд на природу человека. Главным предметом данной теории выступает личность как уникальная целостная система. Центральное место в структуре личности занимают культура и мораль.
А. Маслоу выдвинул гипотезу, согласно которой возможности людей удовлетворить свои основные потребности очень часто бывают ограничены, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня, таких как самоуважение или самореализация.
Поведением человека управляют не инстинкты, а духовные ценности. Человек живет для духовного развития и самореализации (самоактуализации). Под самоактуализацией в психологическом смысле понимается тенденция человека к нравственному совершенствованию, которая усиливается по мере личностного роста человека. Главная идея гуманистической теории личности заключается в том, что человек живет не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить по-человечески. Человек высокоразвитый как личность, согласно этой теории, живет не ради удовлетворения своих биологических потребностей, а для того, чтобы духовно развиваться.
Применительно к управлению гуманистический подход основан на теориях мотивации. Мотивация – совокупность причин психологического характера, побуждающих человека к деятельности. Чтобы заинтересовать человека в решении тех или иных задач, необходимо найти ту мотивацию, которая бы побудила его к действиям. А. Маслоу предложил теорию мотивации, в основу которой положена иерархическая структура потребностей личности. Потребность – нужда в чем-либо, объективно необходимом, для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности.
Иерархия потребностей определяется их возрастанием по значимости для человека: на самом нижнем уровне – первичные (физиологические), затем важная потребность в безопасности и защищенности (защита от физической и психической опасности) и т.д. На самом высоком уровне находится потребность в самореализации