Смекни!
smekni.com

Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея Ч (стр. 2 из 6)

Важнейшими задачами подобных центров являются:

-Создание единого информационного банка данных.

- Осуществление мониторинга рынка культурных и туристских ресурсов региона.

-Организация информационного и консультативного обеспечения по вопросам музейно-туристской деятельности.

-Разработка программ и проектов, направленных на развитие музейных и туристских объектов.

-Организация научно-практических конференций, обучающих семинаров, профессионально- консультативная деятельность.

-Участие в рекламной, издательской, маркетинговой, выставочно-презентационной деятельности.

- Проведение PR-компаний музея и иных форм представительской деятельности региона.

- Объединение ресурсов и использование их в соответствии с современными требованиями.

1.2. Категории и классификации музеев

В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое

П. Валери

Систематизация музеев — разделение музеев на группы по одному или нескольким признакам. Необходимость систематизации возникает на определенном историческом этапе развития музейного мира, когда возрастает число музеев и появляется разнообразие форм музейных учреждений.

Понятие «музей» утверждается в русском языке вместе с утверждением музея как культурной формы в 19 в. В связи с дифференциацией науки в том же столетии начинают выделяться музеи разных профилей — художественные, археологические, этнографические, сельскохозяйственные, музеи наглядных пособий и т.д. В 1920-е гг., в период формирования государственной музейной сети, сложилась сложная систематизация, учитывавшая профили, а также статус, ведомственные подчиненности.

Принципы группировки определяются поставленной целью — научной, административно-управленческой, юридической и т.п. В настоящее время наиболее употребимо деление на следующие группы, принадлежность к которым часто находит отражение в официальном названии музея. - профильные группы музеев;

- группы музеев по типу хранимого наследия;

- группы музеев по роду деятельности и адресату (типы музеев) ;

- группы музеев по собственнику;

- группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку);

- группы музеев по статусу.

Кроме этого разделения, из многообразия музейного мира исторически выделились большие группы музеев, обладающие, помимо названных, дополнительной значимой характеристикой.

-мемориальные музеи;

-краеведческие музеи.

Помимо собственно музеев, в музейном мире функционировали и функционируют учреждения, не являющиеся в полном смысле слова музеями.

- протомузейные формы;

- учреждения музейного типа;

- виртуальные музеи.

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. В зависимости от струк­туры профильной дис­циплины или отрасли знаний эти основные профильные группы де­лятся на более узкие.

Исторические музеи[CU1] - это все музеи, базирующиеся на системе исторических наук;

- общеисторические му­зеи (широкого профи­ля); например Государ­ственный Историчес­кий музей в Москве;

- археологические му­зеи; например архео­логический музей-за­поведник «Танаис»;

- этнографические му­зеи; например Россий­ский этнографический музей в Петербурге;

- военно-исторические музеи; например, Цен­тральный музей Вели­кой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве;

- музеи политической истории; например Музей политической истории России в Пе­тербурге;

- музеи истории рели­гии; например Музей истории религии в Пе­тербурге;

- историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наи­более ярко проявляются в интерьерах жилищ; на­пример Музей городского быта «Старый Владимир»;

- монографические музеи, посвященные конкретно­му лицу, событию, учреждению, коллективу; напри­мер, Музей Г. К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда;

- прочие исторические музеи; например, Музей ис­тории Москвы, Музей истории политической по­лиции России XIX–XX вв. в Петербурге.

Художественные музеи - все музеи характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению:

- музеи изобразительного искусства (национально­го и зарубежного); например, Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве;

- музеи декоративно-прикладного искусства; на­пример, Всероссийский музей декоративно-при­кладного и народного искусства в Москве;

- музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательско­го института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области; Музей «Вятские народные художественные промыслы» в г. Киров;

- монографические; например, Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологод­ской обл.;

-прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи - это центры, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. К этому профилю относятся музеи биологические, ботанические, зоологические, геологические, минералогические, палеонтологические, антропологические, экологические и пр. Из наиболее крупных - Зоологический и Музей Горного института в Петербурге, Музей Дарвина (широкого профиля) в Москве.

Антропология наряду с этнографией лучше всего представлена в Кунсткамере в Петербурге.

Технические музеи - музеи, связанные с техническими науками, производством: политехнические, технические, авиации, транспорта, связи, судостроения, горного дела, железнодорожного транспорта, музеи отдельных предприятий, памятники истории техники и другие: всемирно известный Политехнический музей в Москве, Музей железнодорожного транспорта в Петербурге, Музей авиации и космонавтики в Москве, Музей связи в Петербурге. Горное дело прекрасно представлено в Музее горного института в Петербурге.

Литературные музеи - все музеи, посвященные развитию литературы, жизни и деятельности поэтов и писателей. Например, Музей Анны Ахматовой и музей-квартира Александра блока в Петербурге и значительное количество аналогов не только в Москве, но и во многих провинциальных городах и усадьбах. Особо следует отметить Пушкинские горы неподалеку от Пскова и музей-усадьбу А.Н.Некрасова «Карабиха» близ Ярославля.

Музеи комплексные - музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля, что отражается на составе фондов, деятельности и организационной структуре: историко-художественные, историко-архитектурные (как самостоятельное соединение исторической и искусственной специализации), сельскохозяйственные (соединение естественнонаучной и исторической профилировки) и др. Самыми распространенными сре­ди них являются краеведческие музеи, сочетающие как минимум историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют нетолько историю, но и природу края..

Комплексным профилем обладают и музеи-ансам­бли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, истори­ко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, на­пример, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художе­ственным профилем обладает один из крупнейших му­зеев Московской области — «Новый Иерусалим».

Наряду с профильной классификацией использу­ется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Существует типология по признаку общест­венного назначения музеев, в соответствии с которой они делятся на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные музеи.

1.Научно-исследовательские музеи функционируют при науч­но-исследовательских институтах и академи­ях наук, в состав кото­рых они обычно входят в качестве структур­ных подразделений. Их фонды используют­ся в научных целях, а экспозиции ориенти­рованы прежде всего на специалистов. При­мером этого типа музе­ев может служить На­учный музей Институ­та мозга Российской академии медицинских наук, или, например, Музей внеземного ве­щества в составе Инсти­тута геохимии и анали­тической химии Российской академии наук (Москва). В музейной экс­позиции представлены коллекции метеоритов и лун­ных образцов, а также приборы — инструменты дис­танционного исследования состава атмосферы, грунта и других характеристик больших планет.

2.К самому распространенному типу относятся на­учно-просветительные музеи. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентиро­ваны прежде всего на массового посетителя, их фон­ды широко используются в культурно-образователь­ных целях. Таковы, например, Политехнический музей и Музей изобра­зительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Эр­митаж и Музей антропологии и этнографии в Петер­бурге.