Смекни!
smekni.com

Оптимизация функциональной системы культурно-просветительского учреждения на примере музея Ч (стр. 3 из 6)

3. Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в ос­новном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей лесоводства им. Г.Ф. Морозо­ва Петербургской лесотехнической академии, Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. В отдельных случаях фон­ды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступ­ны для массового посетителя. Таковы, например, неко­торые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.

Существует и другая типология музеев, в соответ­ствии с которой выделяют музеи коллекционного типа и музеи ансамблевого типа. В ее основе лежит деление по такому признаку, как способ осуществления музея­ми функции документирования. Музеи коллекционно­го типа строят свою деятельность на основе традицион­ного собрания вещественных, письменных, изобрази­тельных материалов, соответствующих их профилю. В основе деятельности музеев ан­самблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижи­мых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом - Кирилло-Белозерский историко-архи­тектурный и художественный музей-заповедник, Бо­родинский военно-исторический музей-заповедник. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Ансамбль Соловецкого монастыря. XVI–XIX вв.

Историко-архитектурный и этнографический му­зей-заповедник «Кижи» включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Он обра­зован в 1969 г. на острове Кижи, соседних островах и прилегающей к ним части побережья Онежского озе­ра. Музей включает свыше 70 памятников народного де­ревянного зодчества — культового и гражданского, часть из которых привезена из различных районов Карелии.

Особую типологи­ческую группу образу­ют и мемориальные му­зеи: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документаль­ной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или харак­тером деятельности человека, которому посвящен.

Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с ти­пологией. В основе классификации музеев может ле­жать административно-территориальный признак, в соответствии с которым различаются республикан­ские, краевые, областные, районные музеи. По принад­лежности (юридическому положению) музеи делятся на государственные, общественные и частные.

1. Г[CU2] осударственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бю­джета. Большая их часть находится в ведении Минис­терства культуры РФ.

2. Вместе с тем существует значи­тельная группа государственных музеев, которые подчиняются не органам управления культурой, а раз­личным министерствам и ведомствам, решая поставлен­ные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюдже­та через Министерство финансов и соответствующие ведомства. (Зоологический музей Московского университета им. М. В. Ломоносова, находящийся в ведении Министерства общего и про­фессионального образования, Центральный музей же­лезнодорожного транспорта России Министерства путей сообщения (Петербург), Медицинский музей Российской академии медицинских наук, Военно-меди­цинский музей Министерства обороны (Петербург)).

3. К категории общественных музеев относятся му­зеи, созданные по инициативе общественности и дейст­вующие на общественных началах, но под научно-мето­дическим руководством государственных музеев. Фи­нансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественныи музеи» использовался термин «народный музей».

4. В последнее десятилетие ушедшего столетия в России стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых ле­жат собрания, принадлежащие частным лицам, но до­ступные для изучения и осмотра. В 1993 г. в Москве был зарегистрирован первый ча­стный художественный музей — Русский националь­ный музей искусств. В его фондах представлены произ­ведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искус­ства.

Культурные центры получивших достаточно широкое распространение в последней трети XX в. Музейные коллекции и экспо­зиции заняли в них не единственное и отнюдь не глав­ное место. Основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдель­ных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и соци­альные группы (Наци­ональный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, или Центр Бобур, как его обычно называют по имени расположенной рядом с ним старинной ули­цы и пустыря, на котором возведено здание).

Детские музеи

В XX в. получил распространение новый тип спе­циализированного музея, который предназначается исключительно для детской аудитории и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком. Его появление было связано с осознанием того, что поведение детей отнюдь не является неорга­низованным и стихийным, а напротив, руководствует­ся четкими, но отличными от взрослых людей правила­ми. Первый детский музей был создан в 1899 г. в нью-йоркском районе Бруклин. В его основу легли минера­лы, раковины, чучела птиц и другие экспонаты, кото­рые Бруклинский институт искусств, переехав в новое здание, оставил вместе с домом для экспериментальной работы с детьми. Он должен стать тем местом, где де­ти могут не только рассматривать экспонаты, но и по­знавать мир путем опытов и экспериментов. В музее появились мастерские и образовательные клубы, со временем он пополнился библиотекой, анатомичес­кой и ботанической лабораториями, кинотеатром, ху­дожественными, историческими, техническими кол­лекциями. В настоящее время примерно 300 из существующих в мире детских музеев находятся в США.

В европейском регионе детские му­зеи стали активно со­здаваться с 1970-х гг. Особую известность приобрели Инвенториум в Городе науки и техники Ла Виллет в Париже, Детская студия при Нацио­нальном центре ис­кусства и культуры им. Ж. Помпиду в Париже, Детский му­зей в Эдинбурге, Дет­ский музей в музей­ном квартале Вены, «Музеон» в Гааге. В 1990-е гг. самостоятельные детские музеи и детские центры при традиционных музеях появились в россий­ских городах.

Вся экспозиционная и образовательная работа в дет­ских музеях строится с учетом возрастных особенностей ребенка и использует разработанные музейной педаго­гикой методики, с тем чтобы дети учились и постигали мир в процессе игры, творчества и общения. Они могут изучать строение скелета животного с помощью голово­ломок из костей, решать на компьютере логические зада­чи, определять по каталогу образцы полезных ископае­мых, собирать детали на простых конвейерах.

Экомузеи

В начале XX в. явственно обозначилась и с каж­дым десятилетием набирала все большую силу тенден­ция к сохранению in situ исторического окружения — архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновле­нию и демократизации традиционного музея она при­вела к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «экомузей».

Термин «экомузей», приду­манный и данный им музеологом Югом де Варином в 1971 г., не принято расшифровывать как «экологичес­кий музей», поскольку это музей не только природы или окружающей среды. Его замысел гораздо шире и связан с комплексным пониманием среды обитания человека. Экомузей — это заповед­ник, т. к. он способствует сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. Экомузей — это и школа, ибо он вовлекает местных жителей в свою дея­тельность по изучению и охране наследия и способствует более ясному осознанию ими своего будущего». Таким образом, экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром.

Воплощенные в жизнь проекты показывают, что организационная структура этих учреждений в каждом отдельном случае различ­на. Это может быть и парк-музей, и этнографический музей-заповедник под открытым небом, и центр про­мышленного наследия. Вместе с тем всем им присущи некоторые общие характеристики.

Экомузей посвящен человеку, его природному и культурному окружению.

В составе экомузея могут находиться коллекции традиционного типа, то есть государственные фонды, подлежащие обычному контролю и хранению. Но все-таки основное достояние экомузея — это орудия труда и предметы обихода, вещи повседневные и серийные. Некоторые из них после изучения и инвентаризации вновь возвращаются владельцам и попадают в свое обычное окружение. Ведь деятельность экомузея со­стоит не только в музеефикации объектов, но и в со­хранении умений, навыков, технического мастерства.

Формы деятельности экомузея могут быть самыми различными: работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их уча­стие в планировании своего будущего.