Пилипенко Елена Васильевна,д-р экон. наук, доцент, директор Курганского филиала Института экономики Уральского отделения РАН, г. Курган
Гринюк Кирилл Петрович,аспирант Курганского филиала Института экономики Уральского отделения РАН, г. Курган
В статье рассмотрены различные взгляды на понимание терминов «промышленность» и «промышленный комплекс». Существующие в экономической науке подходы к пониманию промышленности и промышленного комплекса систематизированы авторами и классифицированы как рыночный, нерыночный и современный российский подходы. В рамках каждого подхода дано развернутое представление о понимании сущности исследуемых явлений. Предложены авторские определения данных понятий на основе таких сущностных признаков промышленного продукта, как машинность и искусственность. Предложенные определения являются новыми для экономической науки.
Термины «промышленность» и основанный на нем «промышленный комплекс», являясь широко употребительными, в том числе в таких сферах, как наука и государственное управление, не имеют не только универсального, общепринятого, научно обоснованного и т. п. определений, но и вообще не имеют никаких определений, что дает основания характеризовать такое положение дел как парадоксальное.
Сделанный вывод подтверждается проведенным в ходе настоящего исследования ретроспективным анализом понятий «промышленность» и «промышленный комплекс» (табл. 1 и 2), который выявил несколько устоявшихся подходов к пониманию названных терминов в экономической науке, обозначенных авторами как рыночный, нерыночный и современный российский.
Определение понятия «промышленность» (табл. 1)
Рыночный подход: термин «промышленность» никогда не использовался самостоятельно, то есть собственно как понятие, а потому и не имел какого-либо определения. Он употреблялся в названии относительно обособленной области экономической науки - экономики промышленности (или теории организации промышленности). Обособление экономики промышленности в отдельную область произошло в последней четверти XIX века, на тот момент область ее интересов охватывала сферу несовершенной конкуренции. В начале ХХ века центром становления экономики промышленности в форме «науки о трестах» в Европе была Германия (Г. Леви, Р. Лифман и В. Зомбарт). Это объясняется сравнительно ранним и более интенсивным процессом концентрации производства и капитала в данной стране. В 1970-е гг. Э. Мэйсон так охарактеризовал прошедший период: «Организация промышленности была в действительности наукой о трестах» [1, с. 335]. Предметом исследования экономики промышленности были монополии, работающие в любых секторах экономики. Так, французский экономист Ж. Гарнье в 1868 г. считал целесообразным различать «добывающую, земледельческую, мануфактурную, перевозную, торговую и невещественную (то есть услуги) промышленность» [2].
В России возникновение экономики промышленности в форме «науки о трестах» датируют 1885 годом, когда известный русский экономист Д. И. Пихно опубликовал свой доклад «Торгово-промышленные стачки», в котором автор указывал на опасность и нежелательность картелей (стачек), рассмотрев при этом в качестве примера картель российских страховых обществ. Таким образом, понятие «промышленность» он распространял на торговые и финансовые объединения. Другим исследователем экономики промышленности в России были П. Б. Струве, который с 1906 года читал курс «Экономия промышленности» в Политехническом институте в Петербурге, и А. М. Гинзбург, ведший курс экономики промышленности в Московском институте народного хозяйства в 1920-е гг. и являвшийся автором учебника «Очерки промышленной экономики». Они определяли экономику промышленности как прикладную науку, «которая в своей теоретической основе является продолжением политической экономии».
Таким образом, под промышленностью в период последней четверти XIX века - первой четверти ХХ века понималась деятельность картелей, трестов и синдикатов, обладающих определенной степенью рыночной власти и работающих как в производственной, так и в непроизводственной сферах.
Начиная с 1930-х гг. можно идентифицировать две достаточно изолированные линии развития экономики промышленности.
Первое направление - эмпирическая школа - изучало историю и развитие реальных фирм-трестов и отраслей. Охватывались различные аспекты промышленной организации, организационные структуры бизнеса, история разработки продукции, вопросы слияния и поглощения, инвестиционная политика, политика занятости, организация рекламы, финансирование и т. д. Круг рассматриваемых вопросов был достаточно широкий, а подход был полностью эмпирический. Под промышленностью понималась любая хозяйственная деятельность треста, ведущаяся в производстве, на транспорте, в сфере услуг и т. д.
1 Первые попытки выйти за пределы эмпирических исследований возникали еще задолго до этого: в 1871 году в Лондоне вышла работа У. С. Джевонса «Теория политической экономии» (Theory of Political Economy), в 1899 году - работа американского ученого К. Кларка «Распределение богатства» (The Distribution of Wealth), в 1921 году - работа Ф. Х. Найта «Риск, неопределенность и прибыль» (Risk, Uncertainty and Profit), в которых они меньше опирались на эмпирические данные, пытались установить условия, при которых конкуренция приводит к равенству цен и затрат, занимались разработкой модели совершенной конкуренции, исследовали поведение типичной фирмы.
Второе направление - теория организации промыш- ленности1. Хотя понятие «организация промышленности» появилось как заголовок одного из разделов книги А.Маршалла и М. Пэлей «Экономика промышленности» в 1879 году, ее выделение в качестве отдельной области экономической науки можно датировать лишь 1933 годом, когда вышли книги ученых Дж. Робинсон и Э. Чемберлена (Робинсон Дж. «Экономическая теория несовершенной конкуренции», Чемберлен Э. «Теория монополистической конкуренции»). Именно с этого момента стали активно развиваться исследования в области моделирования несовершенной и совершенной конкуренции, в которых фирма стала представать как типичная и теоретическая.
Поэтому многие экономисты рассматривают теорию организации промышленности как науку, основанную на разработке и развитии главного элемента экономической теории - теории фирмы. «Все, кто изучает организацию промышленности... получают основательную подготовку по теории фирмы.» [3, с. 15]. В рамках теории фирмы как ядра теории организации промышленности изучалось рыночное поведение уже не реально существующих трестов, а типичной теоретической фирмы, работающей в любой отрасли экономики. Именно поэтому Ж. Тироль, научный директор Института экономики промышленности Университета социальных наук г. Тулуза (Франция), в начале подраздела 8.2.2.3 своей книги «Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности» употребляет оборот «организация рынка» как равнозначный «организации промышленности» [4, с. 505].
Таким образом, рыночный подход к пониманию термина «промышленность» широко распространен и в пространственном, и во временном аспектах и в настоящее время является доминирующим. Термин «промышленность» используется в широком смысле, то есть для обозначения любой деятельности, ведущейся как промысел (промышление)[1]и направленной на создание, преобразование или перемещение (в пространстве или во времени) экономических благ: как материальных, так и нематериальных.
Нерыночный подход. Совершенно иное понимание термина «промышленность» имело место в советской экономической науке. Первый учебник «Экономика социалистической промышленности» был издан в 1931 году группой авторов из 19 человек, организованной секцией социалистической реконструкции промышленности Института экономики Комакадемии, под руководством Е. Л. Хмельницкой. Авторы учебника выделили три основные задачи курса: выяснение коренной противоположности основ развития капиталистической и социалистической промышленности; исследование путей и методов развития отраслей, составляющих базу обороны и экономической независимости страны; критическое освоение в условиях социализма наиболее совершенных форм организации производства и новейших завоеваний науки и техники.
Промышленность стали подразделять на две большие группы отраслей - добывающую (угольная, нефтедобывающая, рудодобывающая, лесозаготовки, рыболовство и др.) и обрабатывающую (машиностроение, текстильная, пищевая и др.). Признаком такого деления было то, что добывающая промышленность находит свой предмет труда в природе, а обрабатывающая имеет дело с предметом труда, на который уже был затрачен труд. Объем понятия «промышленность», согласно советской экономической классификации, был равен суммарному объему понятий manufacturing («изготовление») и mining («добыча») в американской.
Таким образом, объект экономики промышленности в социалистической экономике был сужен до изучения сферы производства материальных благ и производственных предприятий. Промышленность стала означать агрегированную отрасль (подразделение) народного хозяйства, противопоставляемую другим его отраслям (подразделениям) - сельскому хозяйству, транспорту, торговле и т. п.
Современный российский подход. Логично предположить, что при смене целей экономического развития должно последовать и изменение понятийного аппарата экономической науки, то есть при переходе к рынку рыночными должны стать и используемые экономические термины. Фактически же, несмотря на кардинальное изменение экономической среды - с административно-плановой на рыночную, - нерыночное понимание промышленности до сих пор сохранилось в современной российской экономической науке и практике, и это формирует парадоксальную ситуацию, которая может быть обозначена как современный российский подход. Он характеризуется эклектичным соединением разнородных и даже антагонистичных понятий для неясных целей (точнее, в отсутствие ясных целей), что фактически является следствием механического применения прежних, нерыночных понятий в рыночных условиях.