Мы можем согласиться и принять это определение развития при одном дополнении. Развитие может происходить только в процессе духовного становления. А.А. Мелик-Пашаев подчеркивает, что отношение эмпирического и высшего Я - одна из реальностей человеческого опыта, которые нельзя без остатка рационализировать и вербализовать, надо иметь в виду, что речь идет не о двух разных существах, а скорее, о разных уровнях бытия и самосознания человека, и эта разница не количественная, а в первую очередь качественная. (29. 30). Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для человека, по словам В.Н. Лосского, непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии близком к небытию, состоянии греха и смерти, требует от человека для выполнения своего призвания - соединения с Богом, преодоления тройной преграды: смерти, греха и природы. Путь воссоединения человека с Богом есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в первозданной чести. Однако мы должны понимать, что один только Бог может освобождая человека от смерти и греховного пленения вернуть ему возможность обожения.
А.И. Осипов называет две ступени жизни. Первая, когда человек уверовав во Христа Спасителя, духовно рождается в таинстве Крещения. После этого во всей остроте возникает проблема об условиях и средствах, развития в душе нового начала, полученного в крещении и последующих таинствах, иначе говоря, проблема претворения в реальную жизнь верующего открытой Христом возможности воссоздания человеческой природы, спасения. Вторая ступень, по мысли А.И. Осипова, есть правильная, а точнее праведная духовная жизнь. От христианина получившего "талант" благодати оправдания даром зависит как умножение этого "таланта", что и есть сопричастие Духу Божию, так и его погубление (31. 247-248).
С точки зрения Православия, человек не развивается до личностного бытия, он становится личностью, духовной ипостасью человеческой природы, восстановив во Христе ее первозданную полноту в таинстве Крещения, и приобщившись благодати Духа Святого став членом Церкви.
Мы можем говорить о том, что духовное становление представляет собой процесс обретения человеком личностного бытия в церковной жизни. С этой точки зрения, воцерковление и есть создание условий для духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как воцерковление.
Человек становится личностью, и все что мы говорили о развитии, становится справедливым по отношению не к человеку, а к личности. Только в личностном бытии становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении "высшего Я", в очищении и открытии образа Божьего в человеке, святости. Основываясь на мыслях отца Павла Флоренского о святости, А.И. Осипов выделяет несколько основных положений. "Первое, апофатический момент: святость - это отчужденность по отношению к миру греха, полное отрицание его. Второе, катафатический момент: святость - это не просто чистое отрицание, но и конкретное положительное содержание. Природа святости Божественна. Святость онтологически утверждена в Боге, и поэтому она есть не просто моральное совершенство, хотя и соединена с ним неразрывно, но "соприсущность неотмирным энергиям". Третье, синтетический момент: святость есть не только отрицание всякого зла этого мира, и не только явление иного мира, Божественного,но и незыблемое утверждение "мировой реальности через освящение этой последней"… Святость есть не что-то самозамкнутое, но активная сила, имеющая глубокое преображающее воздействие на человека и мир в целом… последняя цель и совершенный смысл всего существующего, и в первую очередь человека, состоит в полном его преображении и соединении с Богом" (31. 256).
Список литературы
1. Акопов Г.В. Российское сознание. Самара, 2002. - 91 с.
2. Алфеев Иларион, игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное предание. М., 1998. - 675 с.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 421 с.
4. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984 - 1985. М., - С. 80-160.
5. Братусь Б.С. Двойное бытие души и возможность христианской психологии. //Вопросы психологии, 1998, № 4. С. 71.
6. Влахос Иерофей, митрополит. Православная духовность. Сергиев Посад, 1998.
7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. - 448 с.
8. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991. - 446 с.
9. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М,. 2000. - 541 с.
10. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М. 1993. - 431 с.
11. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924. - 127 с.
12. Захарченко М.В. Христианство: духовная традиция в истории и культуре. СПб., 2001. - 348 с.
13. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
14. Зеньковский В.В. Педагогика. М., - 154 с.
15. Зинченко В.П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология (к 125-летию со дня рождения). //Вопросы психологии, 2000, № 4. С. 79-97.
16. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры. //Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 146.
17. Золоторева И.А. Ценностный базис христианства и современность: проблема адаптации. Дисс. соиск. уч. степ. к.ф.н. Ставрополь, 1998.
18. Игумнов Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято- Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.
19. Керн Киприан, архимандрит. Антропология Св. Григория Паламы. М., 1996. - 451с.
20. Кривошеин Василий, архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. - 374 с.
21. Кривошеин Василий, архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996. - 446 с.
22. Лосский Н.О. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. СПб., 1903.
23. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М., 1917. - 169 с.
24. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. М., 1992. - 207 с.
25. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991, - 288 с.
26. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. - 199 с.
27. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению. Минск, 2000. - 271 с.
28. Медушевский В.В. Святая традиция Руси. //Христианство и мир. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Христианство - 2000". Самара, 2001. С. 308-331.
29. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М., 2000. - 271 с.
30. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М., 1991. 368 с.
31. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М., 1999. - 384 с.
32. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. Киев, 2001 239 с.
33. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997. - 94 с.
34. Попович Иустин, преподобный. На богочеловеческом пути. СПб., 1999. - 299 с.
35. Православная психология и проблемы современного человека. Ульяновск, 2001. - 210 с.
36. Психология и этика: опыт построения дискуссии. Самара. 1999. - 128 с.
37. Радович Амфилохий, митрополит. Основы православного воспитания. Пермь, 2000. - 206с.
38. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М., 1989.
39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995. - 384 с.
40. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2000. - 416 с.
41. Смирнов Дмитрий, протоиерей. М., 2001. - 271 с.
42. Соколова Л., Цурикова Г. Предисловие к книге А.А. Ухтомский "Заслуженный собеседник". Рыбинск, 1997. С. 3-12.
43. Ухтомский А.А. Доминанта. М.-Л., 1966. 271 с.
44. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб., 1996. 527 с.
45. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск, 1997. - 569 с.
46. Феофан Затворник, святитель. Внутренняя жизнь. М., 1893. - 140 с.
47. Флоровский Георгий, протоиерей. Догмат и история. М., 1998. - 487 с.
48. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М., 1993. - 447 с.
49. Хоружий С.С. О старом и новом. СПб., 2000. - 477 с.
50. Хоружий С.С. Православная аскеза - ключ к новому видению человека. Вэб-Центр "Омега". М., 2000.
51. Шпрангер Эд. Два вида психологии. // Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. - С. 286-300.
52. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1988. - 384 с.