Дисгармония семейных ценностей является следствием различий в образовании и воспитании. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Личность стремиться построить уклад собственной семьи в соответствии с этими установками”. [4]
“Sipora обосновывает гипотезу о влиянии родительской модели семьи результатами наблюдений нескольких тысяч супружеских пар с использованием теста Лира (межличностные связи). Результаты исследований можно обобщить следующим образом:
Ребенок учится у родителя того же пола (муж или жена) роли, которая в дальнейшем сохраняется.
Образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству. Если роль родителя противоположного пола в семье положительна, выбор подобного ему брачного партнера создает предпосылки к супружеской гармонии. Если же родитель противоположного пола играет в семье недостойную роль и ребенок не может ее принять, то партнер с подобными характеристиками становится источником негативных реакций. В этом случае, став взрослым, он ищет себе партнера с другими характеристиками. Однако такой выбор является источником внутреннего конфликта, даже если человек делает, по его мнению, правильный выбор, он все же чувствует, что с некоторыми особенностями партнера он не может примериться. В таком случае он склонен относиться к партнеру так, как если бы он соответствовал сложившемуся образу.
Модель родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Например, у ребенка из патриархальной семьи будет проявляться тенденция к установлению в своей семье патриархальных отношений, т.е. к реализации усвоенной модели. Например, в браке партнеров из семей, представляющих явно противоположные модели, постоянно происходит борьба за власть (или отмечается их ошибочное поведение). Вероятность гармонического союза тем выше, чем ближе модели семьи, из которых происходят супруги. Врач-психотерапевт может подвести супружескую пару к компромиссной модели союза, в настоящей степени приближающейся к модели отношения их родителей.
Модель брата или сестры. Toman на основании своих обширных исследований влияние семейной конституции (около 3000 семей) утверждал, что для стабильного супружества решающее значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Взаимодействие и сотрудничество легче всего достигаются в общении с индивидуумом, занимающем комплиментарное положение. Например, старший брат, у которого была младшая сестра, может создать исключительно устойчивый союз с женой, так же имевшей старшего брата. Аналогично этому младший брат, у которого была старшая сестра, ожидает, что жена будет заботиться о нем, оберегать его, ухаживать за ним. Жена, имевшая в родительской семье младшего брата, будет к мужу проявлять подобное отношение, сохраняя прежнее поведение. Союз будет стабильным и гармоничным.
Роль, которую играл каждый из супругов в родительской семье, может охарактеризоваться его положением (порядок, пол) среди братьев и сестер. Следовательно, с этой точки зрения супружеские связи могут быть комплементарными, частично комплементарными и некомплементарными. В последнем случае могут возникать конфликты на почве главенства в семье.
Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из супругов занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Муж, например, был старшим братом 2-х сестер. Следовательно, он научился обращению с девочками, чувствует себя ответственным за них, оберегает их и помогает им. Если его жена имела старшего брата, то она легко приспосабливается к мужу, принимает его защиту, поддается его влиянию. Роли обоих супругов дополняют друг друга. Подобным комплементарным браком является брак мужчины, который имел в родительской семье старшую сестру, с женой, имевшей младшего брата. В этом случае следует ожидать, что жена возьмет на себя все заботы и руководство семьей.
Частично комплементарные отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере одна совпадает с таковой у партнера.
В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут возникать на почве главенства в семье. Примером таких разногласий может служить супружеский союз, в котором муж был старшим среди братьев в родительской семье, а жена имела только младших сестер. Оба супруга будут претендовать на главную роль; у каждого из них были только братья или только сестры, и они не привыкли жить со сверстником противоположного пола.
Лица, не привыкшие в родительской семье к контактам со сверстниками, скорее будут искать в партнере черты отца (или матери). Наилучший прогноз для таких лиц имеет брак с партнером, имевшим младшего брата или сестру. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.
Toman различает идентичность и комплементарность ролей супругов в родительской семье. В I-м случае речь идет об идентификации отношений, во II-м – о взаимодействии. Партнеры, которые занимали одинаковое положение среди братьев или сестер в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Они легко понимают друг друга и могут подменять друг друга при необходимости, но плохо сотрудничают. Партнеры с идентичным типом только тогда сохраняют полное согласие в браке, когда они работают в разных областях, обеспечивают друг другу предельную свободу в личной жизни, имеют разные компании друзей и параллельно воспитывают детей, либо поручают их воспитание кому-то другому.
Взаимодополнение означает, что каждый из партнеров хочет делать то, чего другой выполнять не желает. Один из них планирует, другой осуществляет эти планы. Один хочет идти на работу – другой предпочитает остаться дома. Партнеры взаимодополняют друг друга”. [1]
“Таким образом, для гармонического союза в семье каждому из супругов надлежит исполнять определенную обязанность, которая должна ему подходить. Ролей множество, они требуют от человека совсем разных качеств и распределение их происходит не всегда безболезненно. Кто-то должен хозяином в доме, обеспечивать материальный достаток, следить за порядком, кто должен стать лидером в воспитании детей, кто-то поддерживать контакты семьи с родителями и друзьями, кто-то – утешителем и эмоциональной отдушкой”. [13] “Сопротивление партнера, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни.
Итак, второй аспект семейно-ролевой совместимости – согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берет под свою ответственность и какие адресует партнеру. Ролевое несоответствие выражается в недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей, инициативности при организации семейного досуга.
Семейно-ролевые представления также формируются под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей человека. Наиболее часты ролевые конфликты в семье работающих женщин, особенно при творческом и неофициальном характере их руда; так же ролевые конфликты характерны в первый период рождения детей.
Семейно-ролевое несоответствие легче поддается коррекции в молодых семьях, на I-х этапах супружества”. [4]
Социокультурный уровень совместимости
“Социокультурный уровень супружеских отношений позволяет супругам согласовать общую направленность и мотивацию поведения. Духовное общение супругов позволяет им согласовать жизненные позиции, ценностные ориентации, взгляды на окружающий мир и свое место в нем, интересы и мотивы социального поведения. Духовная совместимость проявляется как совпадение вышеназванных установок, оценок, ценностей. Наиболее показательными признаками духовной гармонии являются: высокое взаимопонимание, одобрение жизненных позиций партнера, высокое уважение к нему как к члену общества”.
“Известно, что супружеская гармония или дисгармония является результатом взаимодействия множества факторов, которые трудно перечислить в порядке их значимости:
Отношение к труду. Люди, проявляющие ответственность при исполнении служебных обязанностей, в супружеской жизни легче достигают гармонии. Вероятно тот, кто лучше осознает свои возможности и умеет сделать правильный выбор, более удачлив как на работе, так и в личной жизни. Исследования показали, что работники, выполняющие тяжелую физическую работу, чаще бывают довольны своей семейной жизнью. Хорошие супружеские отношения чаще наблюдаются и у тех, чья деятельность требует большого умственного и душевного напряжения. Семья – эмоциональное убежище для таких людей.
Удовлетворенность трудовым коллективом. Взаимоотношения в коллективе часто отражаются на атмосфере в семье работника, так же как семейные и другие личные заботы могут отрицательно влиять на его поведение и самочувствие на работе.
Отношение к супружеской верности. Люди, соблюдающие принцип супружеской верности, живут в гармоническом браке гораздо чаще, чем те, которые этот принцип нарушают.
Реакция на жизненные ситуации. Оптимального супружеского равновесия трудно достигнуть при 2х крайних типах реакции: быстрой и излишне эмоциональной с одной стороны и медлительной, заторможенной с другой. Самые хорошие взаимоотношения оказались у людей, способных решать всевозможные проблемы спокойно и обдуманно (88,7% гармоничных браков). Благоприятная ситуация наблюдалась так же и у тех, кого, по их мнению, невозможно вывести из себя – 81% гармоничных браков.